Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Брачный возраст
А.А. АРСЛАНОВА
Ранний возраст брачующихся, как
известно, обычен для многих народов Востока. Мусульманская религия считает, что зрелость, то есть
возраст, с которого следует исполнять религиозные предписания, у мальчиков
наступает в 12 лет, у девушек в 9 лет. Несмотря на это,
возраст вступающих в брак может значительно колебаться в зависимости от
различных обстоятельств.
По свидетельству Эльфинстона,
оставившего нам интересные сведения о порядке заключения брака среди афганцев,
брачный возраст у них зависит от наличия средств на покупку жены и содержание
семьи1.
Н.А.Кисляков в своей статье отмечает, что у пуштунов
брачный возраст для жениха – 18-20 лет, для невесты – 14-16 лет2.
Очень скупо останавливаются на вопросе о возрасте брачующихся авторы пуштунского
источника. Автор главы о свадебных обычаях в провинции Пактия
вскользь замечает только, что юноши там начинают свататься по достижении ими
половой зрелости.
В Нанграхаре среди пуштунов
распространено выдавать замуж как взрослых, так и малолетних девочек, но, хотя
это может привести в дальнейшем к плохим последствиям, многие не хотят
отказываться от этого обычая3.
Возможно, что под этим автор подразумевает и
соблюдение обычая колыбельного сговора (5).
(4) Ранний
брачный возраст характерен для всех иранских народов. Он связан с различными
причинами – с ранним созреванием юношей и девушек, с экономическими интересами
обеих семей и т.п. У курдов, например, «в соответствии с географическим
положением и физиологическим развитием населения, девушки обычно выходят замуж
в возрасте 16 лет, а юноши женятся в возрасте 18 лет. Но часто случается так,
что девушка выходит замуж в возрасте 13 лет, а юноша женится в возрасте 16 лет.
Очень редко случается, чтобы девушка не вышла замуж до 30 лет». – См.:
И.А.Смирнова, 1968. – С. 223.
Подобный ранний брачный возраст отметил у таджиков
долины Пандшир (Афганистан) М.С.Андреев. «Девушки там
обыкновенно выходят замуж в возрасте 14-16 лет. Перешедшая за этот срок девушка
оставалась старой девой.
Обычный возраст для юноши - 16-20 лет.
Пропустивший этот возраст мужчина мог жениться только
на вдове или на некрасивой девушке». – См.: М.С.Андреев, 1927. – С.38.
По сведениям того же автора, среди таджиков долины Хуф, «брачный возраст для мужчин – в 15-20 лет, а для
девушек - 12-13 лет, хотя в старое время практиковались и более ранние браки».
– См.: М.С.Андреев, 1953. – С.120.
Ранние браки наблюдались также Е.М.Пещеревой
в долине р. Ягноб и Каратегине,
О.А.Сухаревой в к.Шахристан, Х.Г.Ишанкуловым
в Ходженте и некоторыми другими авторами.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что обычный
брачный возраст у иранских народов в основном колеблется у девочек от
двенадцати до шестнадцати лет, а у мальчиков – от пятнадцати до двадцати лет.
(5) С ранним возрастом вступающих в брак тесно связан
распространенный почти во всех странах Востока обычай так называемого
колыбельного сговора. Н.А.Кисляков по этому поводу отмечал, что «когда в двух
семьях рождались дети разного пола, то родители, если это соответствовало их
интересам и желаниям, договаривались о том, что эти дети впоследствии вступят в
брак. Это было своеобразное обязательство, закрепляемое известной, правда,
обычно довольно скромной церемонией, заканчивающейся небольшим угощением,
подарком отца мальчика девочке, иногда надрыванием
подолов рубашек детей; такое обещание, как правило, выполнялось. Колыбельный
сговор диктовался стремлением заранее обеспечить мальчика женой, а девочку
мужем, он также облегчал им уплату калыма, которая растягивалась на более
длительный срок, а иногда и сама величина калыма снижалась по сравнению с
обычной». -См.: Н.А.Кисляков, 1959. – С.87.
По свидетельству того же автора, у горных таджиков
иногда даже в результате обещания, часто данного еще до рождения детей,
объявляли о помолвке мальчика и девочки 3-4 лет. См.: Указ.
соч. – С.75.
Х.Г.Ишанкулов, рассматривая этот обычай, отметил,
что родители невесты соглашались на столь ранний брак, чтобы «сбыть лишний рот
или из соображения не пропустить возможности породниться с влиятельной и
богатой семьей, чему способствовали законы шариата, гласящие, что «отец
облекается властью заключать брак своих детей во время их малолетства, чтобы не
был упущен случай брака с равными».
– См.: Х.Г.Ишанкулов, 1972. – С.13-14.
Этнограф В.В.Востров дает следующую характеристику
обычаю колыбельного сговора: «Возникнув в эпоху материнского права, в период
парной семьи, в условиях патриархальной семьи колыбельный сговор приобрел новый
смысл. Он стал регулятором брака, облегчающим выплату калыма, дающим
возможность собрать и выплатить калым постепенно. Так, уплата калыма определяла
порядок и время между помолвкой и
свадьбой; к ранним засватываниям прибегали чаще всего бедные, ибо это давало
им возможность собирать и выплачивать калым постепенно, по частям, что было
несравненно легче для их тяжелых материальных условий». – См.: В.В.Востров.
Казахи Джаныбегского района Западно-Казахской области
// ТИИАЭ АН Каз.ССР. – Т.З.
- 1956. – С.35.
Этот обычай описывает также Е.М.Пещерева
в Ягнобе.- См.: Е.М.Пещерева,
1976. – С.34. М.С.Андреев наблюдал его в Хуфе и
отметил, что такой ранний брак там совершался иногда совсем еще между
младенцами, не достигшими и одного года. – См. М.С.Андреев, 1953. -С.120. Х.Г.Ишанкулов отмечает этот обычай в Ходженте.