Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Обычаи пуштунов, связанные с прибытием молодой в дом мужа
А.А. АРСЛАНОВА
По сообщению Н.А.Кислякова, у пуштунов «по прибытии
молодой в дом мужа для нее устраивают помост, на который она поднимается лишь
после того, как жених преподнесет ей подарок. Собираются женщины. С невесты
снимают покрывало, рассматривают ее, затем снова одаривают.
Часа через три посторонние женщины уходят. Прибывшие с
невестой гости отдыхают,
угощаются сладостями и
фруктами, затем
садятся за трапезу. Вечером жениха и невесту оставляют
вдвоем. Гости веселятся в другом помещении до утра. В играх участвуют все
сельчане.
1 В тексте
букв. – «кокетничай».
На третий день, если семья жениха состоятельная,
устраивают обед. В этот день жениха шуточно называют пачá
или шах; он назначает вазиров (министров),
рассматривает жалобы, арестовывает, штрафует, но денег не берет, а лишь «сажает
в заключение». «Заключенному» дают возможность бежать и сесть на коня, за ним
устраивают погоню и беглеца возвращают»1.
Вот как описывает обычай прибытия молодой в дом мужа
автор главы пуштунского источника, посвященной
свадьбе в провинции Пактия. Когда невеста приезжает в
свой новый дом, выходят родственники жениха и требуют, чтобы невесту спустили с
паланкина. Но невеста по обычаю упирается и не спускается до тех пор, пока не
получит со стороны жениха какой-нибудь подарок или деньги. В то время когда невеста
сопротивляется, ее мать или сестра говорят опекунам жениха: «Невеста не хочет
спускаться, требует (чтобы ей отдали) дом, - очень многие платят налоги»2.
1 Н.А.Кисляков,
1957. – С.73.
2 Здесь
смысл не совсем понятен. – См.: ПД. – С. 183.
Опекун жениха соглашается на желание невесты и при
всех ей что-нибудь дарит. Только после этого невеста
наконец спускается с верблюда. Родственники жениха осыпают ее фруктами и
брызгают водой, что символизирует их надежду на то, что невеста станет в их
доме благонравной и счастливой хозяйкой.
Автор далее отмечает, что в Пактии
существует еще такой обычай, когда невеста останавливается на пороге дома, а в
косяк двери над ее головой забивают гвоздь, дабы утвердить в нем ее счастливую
судьбу. Девушки в это время поют невесте песни, в которых упоминают имя жениха:
«Шея твоя, как золотая шея кальяна. В дверях стоит
невеста (такого-то)».
После забивания гвоздя невесту ведут в дом и сажают на
специальное место. Мужчины выходят, и невеста остается с женщинами, которые тут
же начинают ее осматривать. При этом они создают много возни и шума битьем в
бубны и пением песен с расхваливанием невесты. Сестра или мать невесты,
выполняя настойчивые требования женщин, всем по очереди открывают лицо невесты.
Женщины, если девушка им понравилась, желают ей счастья, а если заметят в ней
какой-то дефект, поют песни, например:
«Я бежала по стене, как скорпион И
стеснялась носа и губы невесты».
Если у невесты к тому же нет приданого, то поют так:
«Почему ты надела не цветное, а полосатое платье? Тебе
не надо было быть служанкой у родителей, А шить приданое на будущее».
Или:
«Тебя продали нам дорого1,
А твоего приданого (и) на осле не видно».
1 Букв.: «как дорог стог сена».
Описывая далее обычай открывания лица, автор отмечает,
что невеста в доме свекра всегда сидит с накинутым на лицо узорчатым
покрывалом. В руках у нее белый платочек. Если кто-то из родственниц жениха
хочет поглядеть на невесту, ее спутницы откидывают покрывало с ее лица, но
невеста опять закрывает его платочком. Спутница медленно отнимает ее руки от
лица. Тогда невеста кладет руки на грудь и с закрытыми глазами и ртом
становится против женщин, которые говорят матери, сестре или другой
родственнице жениха: «Какая она красивая, поздравляем вас. Пусть будет счастлив
ваш дом!».
После этого невеста опять закрывает лицо руками, а
подружка накидывает на нее покрывало. Затем невеста садится, но только после
того как ей скажут: «Садись, пожалуйста».
Автор отметил также, что в Пактии
невеста открывает лицо только женщинам, а при мужчинах она лишь встает со
своего места.
Подобные обычаи описывает и автор главы о свадьбе в
Кандагаре. Когда невеста прибывает в дом жениха и, поддерживаемая с двух сторон
братьями, входит в дом, инги сразу же ведут ее к
очагу (23). После этого одна из женщин, сопровождавшая невесту, подходит к очагу
и кладет на него большую сахарную голову, принесенную из дома невесты. Женщины
раскалывают ее и берут столько, сколько сумеют взять. Затем невесту и
сопровождающих ведут в комнату, которую выбрали для ее будущей жизни. В центре
нее заранее устанавливают возвышение для невесты -тахт, на который кладут
сверху матрац и покрывают красивым покрывалом. Кроме того, с трех сторон на нем
раскладывают подушки. Невеста, войдя в комнату, встает на тахт,
но не садится до тех пор, пока свекор не пообещает ей каких-нибудь украшений.
Когда он надевает их ей на шею или на руку, она соглашается сесть. Тут все
домашние и поезжанки дарят невесте подарки, и все могут ее увидеть.
После осматривания лица невесты подводят жениха и
сажают рядом с ней. Иногда инга открывает перед ними
Коран, и они из него читают несколько строк. В этот момент передний край
покрывала откинут с лица невесты, но глаза опущены. Затем молодые вместе
смотрятся в зеркало, и жених кладет на Коран несколько рупий. Приносят таз, и
жених моет руки. Потом он с красивого блюда берет малида1 , один кусочек которой он кладет в рот невесте, второй ест
сам.
1 Малида - сдобная лепешка, обсыпанная сахаром.
После этого жениха и невесту оставляют одних. Наутро
из дома невесты в дом жениха присылают для молодых еду, которая называется нарáй. Из дома жениха в дом невесты посылают гонца,
чтобы известить родственников молодой о ее настроении и самочувствии.
В этот день зять идет с приветствием в дом тестя, где,
встретившись с тещей, целует ей руки. Здесь, кроме того, его знакомят со всеми
близкими родственниками жены. Он беседует с ними и пьет чай. В подарок теще и
родственницам он приносит с собой два платка с фруктами.
Второй свадебный пир, замечает автор, проходит обычно
в доме невесты, но может быть и в доме жениха. Самые почетные гости здесь -инги,
обязанностью которых является жить возле невесты три дня и поучать ее в новой
семейной жизни.
Самый веселый пир бывает на третью свадебную ночь,
когда в доме жениха собираются все мужчины и женщины из дома невесты, причем
этот пир проводится или для женщин и мужчин, или
только для женщин. Все решения по проведению этого пира принимаются в
предшествовавшую, вторую свадебную ночь при посещении женихом тещи, которая
фактически и выносит окончательное решение.
На следующий день родственницы невесты собираются в
доме ее отца и, отправляясь оттуда в дом жениха, берут с собой большой красивый
поднос, на котором лежит приданое невесты, подаренное ей родителями. Этот
поднос накрывают сверху красивым покрывалом, и одна из женщин несет его на
голове впереди всей процессии.
Невеста в момент подготовки к пиру сидит в
каком-нибудь укромном месте, ей меняют наряд и снова причесывают. Она выходит и
садится с женщинами только тогда, когда соберутся все приглашенные гости.
Но обычно мать и женщины целуют ее и начинают бить в
бубны и петь песни. На колени невесты сажают двух-трехлетнего мальчика, обязательно приятной
наружности. Невеста обнимает его и сидит с ним некоторое время. Усаживание мальчика является как бы символом
и пожеланием того, чтобы всевышний
послал невесте такого же красивого сына. Матери невесты и жениха дарят мальчику
подарки1.
1 Ср. с
аналогичным обычаем, описанным при отправлении молодой в дом жениха.
Автор далее пишет, что приглашенные со стороны жениха
гости идут в его дом сразу после вечернего намаза, а гости со стороны невесты
собираются сначала в ее доме, а потом отправляются в дом жениха, где их очень
тепло встречают и с большим почетом ведут к уже собравшимся гостям. Теперь в
отличие от свадебного пира угощение подают сначала мужчинам, а потом –
женщинам, так как последние остаются в том же доме. По
окончании трапезы мужчины, приглашенные со стороны невесты, покидают собрание,
а остальные идут в дом, в комнату невесты, где она встречает их стоя на тахте с
покрытым лицом. Все родственники поздравляют ее и дают ингам
для нее деньги, называемые петáк. Инги получают петáк
также от жениха, его матери и сестер, от женщин со стороны невесты и вручают их
матери или сестре жениха.
Обычай открывания лица молодой при вводе ее в дом мужа
описывает автор главы о свадьбе в Газни. Оно
происходит еще на дороге при въезде невесты в деревню жениха. Навстречу
процессии невесты выходят женщины, берут верблюда за поводья и требуют, чтобы
им здесь же показали невесту. Инга, сопровождающая
невесту, выполняет их требование. Невеста шелковым платком закрывает лицо, но инга убирает ее руки. Так повторяется несколько раз. Лицо
невесты показывают еще потом, наутро после первой ночи.
Когда верблюда с невестой вводят во двор дома жениха,
перед ним режут барана, чтобы бог благословил и осчастливил первые шаги невесты
в новом доме. Невеста долго не спешивается, упрямится, а инга
объявляет стороне жениха, что она не спустится до тех пор, пока ей не отдадут
часть дома и не назовут ее полноправной хозяйкой. Тогда отец или опекун жениха
обещает ей это. Только после этого невеста спускается и входит в дом. Все
родственники, соседи и знакомые поздравляют, благословляют ее и желают счастья
в семейной жизни (24).
Али Мухаммад Собман тоже дал описание этих обычаев. Он сообщил, что
невеста, прибыв в дом свекра, то до тех пор задерживалась в дверях, пока к ней
не выходила старшая женщина дома с чашкой, наполненной водой с солью, и не
выливала ее на голову невесты. Иногда вместо этого невесту осыпали мелкими
монетами. Это делали для того, чтобы вслед за невестой процветал весь дом и все
в нем стали богаче. Существует примета, что если этого не сделать, то могут
случиться всякие неприятности. Домочадцы тоже обрызгивали друг друга водой.
Некоторые в этот момент пели:
«Рядом – гора, заросли, заросли.
Гул Мухаммад стоит в дверях.
Горстью сыпет ашрафи, Горстью сыпет ашрафи».
Чтобы невеста была счастливой, ее осыпали также
зернами пшеницы, кукурузы, ячменя. Когда невеста подходила к двери дома, один
из членов семьи жениха давал ей гвоздь, который она забивала в косяк двери.
Смысл этой традиции заключался в том, чтобы невеста обрела в новом доме
твердость, а жизнь ее здесь была сладкой и долгой. Считалось также, что это
укрепит всю семью и оградит ее от несчастий. В противном случае невеста могла
заболеть и умереть. У кочевников и в некоторых деревнях невесте в руку давали
нож, чтобы она родила храбрых сыновей. Иногда давали лопату, ступу и мотыгу, нужные в земледелии.
Затем невеста входила во двор дома и садилась там. Ей
в руки давали маленького мальчика, чтобы в дальнейшем она родила сыновей.
Говорили, что когда невеста брала ребенка в объятия, «подол ее становился
цветущим», и она должна была стать матерью многих детей. По поверью, если она этого
не сделает, могут произойти большие беды. Затем, когда невеста садилась в
отведенный для нее угол, старшая женщина с благоговением подавала ей священный
Коран. Невеста с почтением его брала. Сначала она целовала его, потом клала на
него красивый платочек и горсть монет. Считали, что с благословения Корана
невесту в новом доме будут уважать и она будет жить в
благополучии.