Мы готовы сшить для вас вечернее и свадебное платье.
Выполняем заказы и для других регионов.
Традиции и обряды русской свадьбы
Общие черты свадьбы. Свадьба в семейной обрядности
занимала особое место. Чрезвычайно многоликая, она имела локальные
особенности, отражающие общую духовную культуру народа. Вместе
с тем, она была не просто набором обрядовых действий, песен, причитаний,
костюмов, еды, терминологии, а представляла определенную историческую
целостность. В свадебном обряде русского населения Среднего Урала
преобладали северно-среднерусские традиции.
Состав участников свадьбы и их роли в торжестве всегда регламентировались.
По сведениям пермского фольклориста П.С.Богословского, в свадьбах
помимо рядовых гостей участвовало 218 "чинов". Распоряжался
на свадьбе и следил за соблюдением обычаев дружка. Он подбирался
всегда со стороны жениха. В наиболее полной форме свадьба бытовала
у той части населения, которая исповедывала православие и считала
обязательным церковное венчание. Без венчания создавали семьи
старообрядцы-беспоповцы.
Молодые вступали в брак по взаимному согласию, с разрешения
родителей. Браки, созданные без родительского благословения -
крадом, убегом, воровски, - подлежали осуждению.
Свадьбы устраивали в определенные календарные сроки. На Среднем
Урале они были аналогичны тем, которые соблюдали русские в Европейской
России и Сибири. Зимой браки заключались от Крещения (Богоявления)
до Масленицы. Второй свадебный период наступал по окончании земледельческих
работ - со дня Покрова Пресвятой Богородицы до начала Филиппова
поста (14 ноября). Оба периода считались удобными по целому ряду
причин: закончены основные крестьянские работы, от которых зависело
благополучие семьи, определен достаток, появилось свободное время.
Осенние свадьбы воспринимались как счастливое завершение хозяйственного
года.
Исключались свадьбы летом во время полевых работ, а также по
средам, пятницам, воскресеньям.
В XIX - начале XX в. на Среднем Урале свадьба, как и в других
местах расселения русских, представляла собой сложный церемониал,
состоящий из последовательных обрядовых этапов - предсвадебного,
собственно свадебного и послесвадебного.
Сватанье, сговор. При нем определяли сроки
проведения и порядок приготовления к торжеству. Сватал обычно
родственник жениха, но в ряде мест соблюдался старый обычай посылать
в дом невесты двух сватов: со стороны жениха и со стороны невесты.
Напутствие сватам и приход их в дом невесты обставлялись многими
ритуалами. Перед выходом сватов из дома все присутствующие садились
на лавки в переднем углу, молчали, а затем молились. В Прикамье,
входя в избу, сваты пятками колотили о порог и говорили: "Колотим
о порог, чтобы с нами не говорили поперек". Окончательное
согласие на предстоящую свадьбу скреплялось рукобитьем и подарками,
издревле означавшими закрепление союза родов. После этого зажигали
свечи перед иконами и молились. Затем начиналось угощение пивом
или вином. Нередко в момент угощения невеста причитала. Иногда
согласие на брак сваты получали не сразу, приходилось устраивать
два-три захода.
Подготовка к свадьбе. От просватанья до дня
свадьбы проходило до двух-трех недель. Родители готовили припасы
для праздничного стола, у невесты много времени уходило на подготовку
приданого. Жениху полагалось являться к невесте с подарками и
угощением. Называлось это приехать с пряниками. С гостинцами к
невесте приходили и подруги, родственники, в присутствии которых
она исполняла песню-плач. Старожилы рассказывают, что невеста
иногда при этом била по столешнице. Так полагалось делать во избежание
неприятностей в супружеской жизни, по этому поводу говорили: "Не
поплачешь за столом, поплачешь за столбом", то есть после
свадьбы.
Жених и невеста навещали родных и знакомых, принимали угощение,
выслушивали пожелания. По прибытии и при отъезде молодых звучали
плачи.
Важным событием при подготовке к свадьбе был посиденок - вечеринка
неженатой и незамужней молодежи в доме невесты. Девушки пели парням
песни. В играх и веселье проводили время до самого утра.
Девичник, обручение проходили в канун свадьбы. Невеста в кругу
подруг прощалась со своей дивъей красотой, символом которой были
ленты, реже цветы.
Ритуал прощания на Среднем Урале был, в целом, одинаковым. Невеста
получала благословение родителей, мать невесты приглашала девушек
расплести ее косу, невеста раздавала подругам ленты. Допускались
и варианты. Например, расплетание и заплетание волос происходило
в разных местах: на кухне за занавесом (на середе, в кути), в
переднем углу избы, а то и в бане. Кроме подруг, оформлением прически
волос занимались мать, сестры. Во время расплетания косы присутствующие
пели плачи, а невеста рыдала, печалясь о расставании с "вольной
жизнью".
Во многих местах Среднего Урала еще в середине XX в. бытовал
обряд омовения невесты в бане. Его проводили накануне вечером,
но иногда утром в день венчания. В баню невеста ходила с подругами.
Мытье сопровождалось плачами. Невеста благодарила подруг за истопленную
баню, совершала различные магические действия: надевала на короткое
время рубаху, приготовленную в подарок жениху, лицо умывала пивом,
которое потом давала пить суженому и пр. Главный обряд в бане
- выбрасывание красоты в дымное окно - обоконок. Банные действа
являлись пережитками древнего обряда принесения дивьей красоты
невесты в жертву духу - баннику. После бани невеста и подруги
надевали праздничные наряды.
Полный драматизма обряд расставания с дивьей красотой воплотился
в песне-плаче, которую часто пели невесты в деревнях Прикамья
во время девичника:
Как и на море, на море,
На горючем белом камешке
Селезенька косы вьет,
Перед ним утка пурхалася.
Во высоком новом тереме,
Во столовой белой горнице
Красна девица белится,
Она белится, румянится,
Хорошо снаряжается,
Во цветы убирается.
Над ней девушки дивуются,
Красотой ее любуются.
- Не дивуйтесь-ка, кумушки,
Не дивуйтесь, подруженьки,
На мое ухорашиванъе,
На мое снаряживанье.
Уж я с этим ухорашиванъем,
Уж я с этим со снаряживаньем
Отстаю я, молодешенька,
От кормильца от батюшки,
От родимой от матушки,
От братьев - ясных соколов,
От сестриц от голубушек,
От своего роду-племени.
Уж я с этим ухорашиванъем,
Уж я с этим со снаряживаньем
Отстаю я, молодешенька,
От своей да дивьей красоты,
От житья-бытья девичья,
Я от девичья красованья,
От веселья, от негованья,
Пристаю я, молодешенька,
Ко чужему свекру-батюшке,
Ко чужой свекровке-матушке,
Ко чужому братцу-соколу,
Ко чужому роду-племени.
Пристаю я, молодешенька,
Ко чужому уму разуму,
Ко удалому доброму молодцу,
Свет Ивану Васильевичу.
Жених и дружка в доме невесты. Утром свадебного
(венчального) дня к дому подъезжал свадебный поезд, с которым
появлялись жених, дружка, тысяцкий, бояре и поезжане. Дружка приезжал,
повязанный полотенцем, сани и лошади были украшены лентами, на
дугах висели колокольцы. Хозяева требовали выкуп за невесту -
деньгами, пирогами, пивом, и только после этого впускали в дом.
Присутствующие пели:
Не было ветру, не было ветру -
Вдруг навеяло,
Не было гостей, не было гостей -
Вдруг наехали,
Полная ограда, полная ограда
Золотых карет,
Полная конюшня, полная конюшня
Вороных коней,
Полная зала, полное застолье
Дорогих гостей.
Вокруг двора, да вокруг дворичка,
Вокруг высокого терема
Тут и ездил и споездил
Удалой добрый молодец.
Он и стукался, брякался,
Он и кликался, гаркался
У окошечка косящатого:
- Ты, душа красна девица,
Покажи лицо белое.
Если ты мне поглянешься,
Я тебя за себя возьму.
Не поглянешься - нахвалю дружку,
Своему дружку,
Своему дружку-товарищу.
Поглянулася красна девица
Удалому доброму молодцу.
Из обрядов, проводящихся после, наиболее важными были вывод невесты
отцом и свахой из кухни и передача ее с платком жениху, родительское
благословение невесты и жениха, моление, увоз приданого в дом
жениха, исполнение причетов и песен,
угощение поезжан и родственников невесты пивом. Перед тем как
сесть рядом с женихом, невеста одаривала подруг полотенцами. На
все просьбы и предложения родителей и поезжан невеста отвечала
причетами.
Отъезд к венцу и венчание. Послевенечные обряды.
Из дома невесты свадебный поезд уезжал к церкви. Отъезд сопровождался
стрельбой из ружей, криками и всеобщим шумом, защищавшими молодых
от нечистой силы. Жених и невеста ехали раздельно, каждый со своей
свахой, предводителем поезда был дружка. В пути он пел песни и
охранял свадьбу от действий колдунов, насылающих зло, ритуальными
приемами, молитвой, заговорами.
Обычно венчание проходило при большом стечении людей. Невесте
с женихом под ноги клали коврик, чтобы жизнь у них не была бедной.
Под венец невеста шла с женской прической из двух кос. После сваха
отводила невесту в сторонку и надевала ей женский головной убор
- кокошник, шамшуру, сборник, а по ним - платок или шаль, которые
завязывали уже по-бабьи. Иногда головной убор молодой надевали
перед венчанием.
Из церкви новобрачные ехали вместе в дом родителей мужа. Дружка
по-прежнему оберегал молодоженов от порчи. В дом их вводили чаще
всего через двор, у ворот их ставили на разостланную шубу, отец
и мать подносили икону и каравай хлеба. Дружка заставлял молодых
откусывать хлеб, при этом говорил мужу: "Больше укуси, жоркой
будешь". Жоркой - значит главный в семье. Новобрачных осыпали
хмелем, зерном. Ритуальные действия у ворот должны были обеспечить
богатство молодой семье. Поезжанам девушки пели величальные песни:
кого величали, тому дарили полотенца и пояса. Здесь же разыгрывались
различные шуточные сценки.
Свадебный пир. Он длился два-три дня, в течение
которых распоряжался всем дружка. Заходили в дом и рассаживались
вокруг стола. Молодых усаживали под иконы на шубу и поздравляли
со вступлением в брак. Для собравшихся родители новобрачного устраивали
ужин. В некоторых местах ужин был скромным, но в большинстве случаев
- обильным. Во время ужина пели песни: "Отдавали молоду на
чужу дальню сторону...", "Во светлой светлице, во столовой
новой горнице..."
По окончании ужина молодые выходили из-за стола, падали родителям
в ноги и просили благословения на сон грядущий. Дружка со свахой
отводили молодых в спальню, что сопровождалось ритуальными действиями:
жена снимала с мужа обувь, молодые угощали гостей пивом. Свахи
запирали спальню на замок, они же вместе с дружкой наутро будили
молодых.
На следующий день устраивали главный пир, повсеместно его называли
большие столы. Дружка созывал гостей, родители накрывали столы
и радушно угощали. На третий день устраивали пирожные столы, на
которые сходились близкие родственники, молодая готовила к ним
пироги и пиво. Заканчивалось свадебное пиршество подачей блинов.
Второй и третий дни были насыщены разнообразными ритуальными
действиями: пели величальные песни новобрачным и их родителям,
молодая подносила дары и угощала приготовленными ею кушаньями.
Стлали на пол солому, били посуду, сваху мазали сажей; присутствующих
веселили ряженые.
Заключительные свадебные обряды. Завершали
свадьбу два пира: хлебины и отхлебины. Первый проходил в доме
родителей мужа, а второй - в доме родителей жены или у близких
родственников. На них молодые надевали одежду, которую подарили
друг другу, близким родственникам вручали подарки. На этих пирах
гостей обязательно угощали блинами.
В ряде мест сохранялся древний обряд, называемый поездкой по
обедам или гоститьбой. Он заключался в посещении молодыми через
три-четыре недели после свадьбы близких родственников.
Свадебный обряд, как и любое явление народной культуры, постоянно
обновлялся, хотя опорой его оставалась традиционная часть. С 1930-х
гг. началось резкое разрушение обряда, стали забываться старинные
свадебные песни. Сохранились лишь отдельные игровые моменты, да
на сельских свадьбах можно услышать некоторые из былых песен.
Старинное обрядовое великолепие в наши дни небезуспешно стараются
воскресить фольклорные коллективы.
Г.Н. Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, "Сократ",
2002г