Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Армянская свадьба в Казани
Армянская свадьба в Казани пела и плясала
три дня, без "горько", но с шабашом
Невесту находит юноша, а если не он, то подбирают родители. Узнают, в каком
доме есть девочка на выданье, идут туда в гости мама с сыном. Увидят девочку,
одобрят, потом уж сватают. Сватов отправляется целая делегация: папа, дядя,
жених, мама, старшие женщины, три-пять человек. Договариваются. Если удачно,
то сваты ставят коньяк на стол. И невеста тоже. У армян не может не быть в доме
коньяка! Сразу дарят невесте колечко с бриллиантом. Обручение потом празднуют
в ресторане, кафе. Это еще не свадьба, компания, но может быть и 100 - 200 человек.
Дарят бриллианты. Договариваются о свадьбе, обычно через две-три недели.
…Мой друг Мелик Меграбян, известный казанский строитель, для меня - вся Армения,
ее мудрость, талант, трудолюбие, доброта, ее настоящесть в делах и отношениях.
За что берется, - все делает лучше остальных! Почти тридцать лет назад через
семью Мелика я вошла вовнутрь армянского мира и полюбила его раз и навсегда.
Тогда из горного кавказского села Цалка Мелик приехал поступать в ветеринарный
институт в Казань. Один, с никудышным русским, с непонятно какой школой за плечами,
он шел по жизни, и навстречу его удивительной улыбке открывались двери. Он всегда
был мудрецом, родился таким. Поэтому казался старшим даже среди взрослых. Выучил
в Казани братьев, всю родню, всем помог, всем дал дорогу. Брат Степа работает
в Приволжской администрации Казани. Остальные тоже устроены. Так и стал Мелик
главным в роду, и залысины уж видны, и дочки Катя и Настя невесты. А вчера третья
дочка родилась, имени еще не выбрали. Жена Мелика - белокурая Марина - наполовину
поволжская немка, наполовину литовка, а считает себя русской. Каких красавиц
чернобровых Мелик с Мариной подарили Казани!
У нас праздник, женим Оганесика, младшего, четвертого брата Мелика. У тети Насти
и дяди Залико он был последним, так и рос при них. Ласковый Оганесик, улыбчивый,
теплый. Какая помощь нужна - он всегда тут. Не заметили, а ему уже 32, нашему
младшенькому. Вот уже и женим. Невесту выбрали красавицу. Приехала Анджела из
Армении в Казань на недельку в гости, а осталась насовсем! Если вопрос решен,
армянская свадьба играется быстро.
Оганес и Анджела
Армяне голубоглазые, светловолосые, с орлиными носами - выходцы из Урарту, жили
и в Волжской Булгарии. Их поселения ремесленников и купцов раскопали недалеко
от Булгара и Биляра. Из древних веков истинная, исконная культура народа. Почти
тридцать лет назад в недосягаемом зимой из-за снежных заносов кавказском селе
на высокогорном озере Парвана, куда электричество и почта зимой тогда не доходили,
я увидела украшенные лепкой, изысканно оформленные изнутри дома, не дома - дворцы!
Снаружи - всегда розовый армянский туф. Хоть за тысячи километров, хоть на плечах,
а принесет, привезет армянин ереванский туф и отделает им свой дом. Иначе это
не армянский дом! Армянские города розовые, а на восходе и закате - цвета нежной
лососевой розы. Мы тогда знали только побелку с накатом и обои по рублю пачка
из газетной бумаги, и эта красота застала врасплох. Она была в каждом доме в
Ереване, Цалке, Богдановке, у пастухов и профессоров. В каждом доме стояли книги,
читаные-перечитаные, невиданная нами бытовая техника из Европы и Америки. Нежданным
гостям, нам сразу накрывали стол, доставали хрустящую крахмалом белоснежную
скатерть, из подвала - армянские коньяки, соленья, овечий сыр. Разве что похожие
на абреков небритые пастухи в хижине на высокогорном пастбище встречали по-полевому,
но какой овечий сыр был там и какой чай из высокогорных цветов… Зато, увидев
нас на интернациональном, ведь кто только тут не живет, празднике Триалетских
гор "Триалетоба" в долине Цалки, все в тех же бурках и небритые, пастухи
пригласили к своему костру и, поскольку гости из России, по кругу читали стихи
о Кавказе Пушкина, Лермонтова, пели русские песни… Эта культура в генах народных.
Когда в 1914 году турки начали по разработанному в Германии плану массовое уничтожение
армян, призвали на военные сборы всех мужчин и убили их, а потом сорок дней
добивали остальных, народ побежал в Россию: русский царь открыл армянам грузинскую
границу. Спасались старики, женщины и дети. Что брали они с собой в этот скорбный
путь на чужбину, в бег от смерти? Армянские старейшины каждой семье давали одну
из древних рукописей Матенодарана, и люди вместо одежды клали в заплечные мешки
письмена предков. Все спасли.
Когда-то в Казани стояла армянская церковь. Сейчас армян в Татарстане около
трех тысяч. Руководит общиной Михаил Викторович Хачатурян - бывший директор
Дома дружбы народов Татарстана. А свадьбой Оганесика руководит бессменный заводила
культурной жизни общины, педагог-психолог из Еревана Маргарита Элоян, для своих
- Марго. Вот уж концентрат армянской женщины! Именно такой Маргарите тбилисский
художник Пиросмани подарил миллион алых роз, продав для этого дом и дело. Судя
по портрету его кисти, именно такой 16 лет назад эту знойную красавицу привез
из Еревана Ваник Меграбян, тот Ваник, с которым в юности ловили форель на речке
Цалке, вернее, Ваник ловил - забрасывал тяжеленную круглую сеть со свинцовыми
грузилами, а я тянула за веревку. Ваник - олицетворение армянского мастера,
хозяина. Золотые руки на любую работу, все умеет по высшему классу. Так любой
армянин должен делать, все лучше других, навека! И гордиться потом своей работой.
Марго в Казани сразу же организовала фольклорный ансамбль "Арагац",
это в честь горы в Армении высотой 4000 метров. С армянскими песнями и танцами
выступали на свадьбах, сабантуе, с концертами в районах Татарстана. Без Марго,
ее низкого призывного голоса, темперамента, аккордеона нет армянского праздника
в Казани! Вот и Оганесику все устроила по правилам.
Армянская свадьба - большой праздник, всегда в субботу. В Казани, конечно, скромнее,
а вот в Ереване в пятницу вечером у жениха режут теленка. Музыканты играют,
танцуют весь вечер. Столы ломятся. Ночью ставят палатки, столы на 200 - 300
человек. У жениха в субботу в 7 утра уже музыка: кларнет, зурна, дудук, дгол-барабан,
аккордеон, синтезатор. Гости за столами с восьми утра. До полудня поздравляют,
танцуют, поют. В полдень украшают машины, едут за невестой. Впереди делегации
несут на огромном подносе одежду невесты: белье, платье, фату. На втором подносе
коньяк самый дорогой, горой сладости. А у невесты с 12 утра тоже гости, человек
100 - 200. К ним и идут за девочкой. Музыканты играют, гости с подносами танцуют
на улице. Невеста дома. Женщины полностью раздевают ее, наряжают в одежду от
жениха. Там сестра невесты и туфельку может украсть. Крестный выкупает. Иначе
не пойти на свадьбу. Что за невеста без туфельки! Не Золушка ведь… Музыканты
за дверью. А женщины вокруг невесты хлопочут, поют весело. Вот и готова красавица!
Входит жених, целует, под руку берет, идет с избранницей, музыканты следом.
У кого где - в палатке, ресторане, - но свадьба 3 - 4 часа идет у невесты. Хотя
это еще не свадьба! Настоящая свадьба - вечерняя - впереди, у жениха, начинается
в пять-шесть вечера.
До застолья везут невесту домой к жениху. На пороге две тарелки. Кто первый
наступит, разобьет, тот будет в семье хозяин. Родители благословляют, и все
едут к гостям. Тут народ со вчерашнего вечера томится. Но столы уже накрыты
заново, шашлык, люля-кебаб, закуски - бастурма, лаваш, кюфта, суджух из мяса,
орехи, фрукты. Шикарный стол. Иначе это не армянская свадьба!
Верховодит на свадьбе Оганесика, конечно, Марго. Лучше тамады не найти! Поздравляет,
все пьют за соединение семей жениха и невесты, за молодых, за кавора - крестного,
родителей, родню, за армянский народ. Потом выступают старшие. Желают, чтобы
молодая жена была послушной невесткой, чтобы не жаловалась, слушалась мужа.
Армяне почитают женщину. Мать, жена - святое для армянина. На этом народ стоит.
Армянин отдаст матери последнее. Жениху желают любить и уважать жену, не обижать,
беречь. Долги кавказские застольные речи. А молодые стоят рука об руку. Целоваться
тут не положено. И "горько!!!" не кричат. Зато танцуют…
Армяне обожают танцевать! Танец, любовь к музыке - в душе армянина. Испокон.
В каждой семье учат детей музыке. На празднике дети выходят танцевать без стеснения.
Танцуют кочари, вервери, танцуют только молодые мальчишки с саблями, джигиты,
только девочки танец лебедей - карапнери пар, танец с кувшинами. Потом все остальные
пускаются в пляс под первый же аккорд! Главная красота свадьбы - ее музыканты.
Они это знают и делают все как положено. За столы садятся по-разному. Мужчины
порою любят попировать отдельно от женщин, своей компанией.
Еще одно украшение свадьбы, да и любого армянского праздника - малыши. Их берут
с собой с годика, наряжают, привозят и… забывают. В шуме застолья за малышами
присмотрят старшие дети. Они чинно несут шлейф невесты. Потом сами веселятся
и не мешают никому, шныряют под столами, танцуют со взрослыми. Ни шума от них,
ни каприза. Много лет назад наблюдала за детскими стайками за спинами гостей
в горном армянском доме. От трех до четырнадцати лет - все дети деревни были
тут. Без них застолье не получилось бы. Старшие меняли тарелки гостям, приносили,
уносили, наливали, накладывали. Маленькие были у них на подхвате. Когда мы встали
из-за стола, дети тут же все убрали, потом одни мыли посуду, другие - полы в
зале. И, что удивительно, никто ими не руководил, будто все знают сами. Я спросила
тогда у мамы Мелика Насти, как воспитать и моих детей так же?
- Привези их сюда и отпусти, - ответила Настя. - Они сами учатся от старших.
Так у нас заведено.
Марго объявляет, что родственники невесты и жениха хотят подарить подарки. Звучит
специальная музыка. Красавица невеста и Оганесик долго танцуют, и в танце им
надевают золотые кольца, браслеты, дают деньги. Вот уж в руках не удержать,
кто-то приносит поднос, и Анджела танцует с ним. А гости не спешат, наслаждаются
моментом. И так пока не кончатся подарки. А тамада объявляет, что подарили.
Подарок невесте от близких родственников - деньги, а называется шабаш. Музыканты
имеют право, если заранее не договорились о гонораре, играть за шабаш. Если
им уже заплатили, то шабаш весь невесте. Но музыканты могут отказаться от предоплаты,
играют только за шабаш. Это их право. Какая свадьба без хороших музыкантов!
Да и работа нелегкая, почти двое суток без перерыва музыка, и все разная. Первая
песня на свадьбе "Партезум вард э бацвел" - на огороде цвела роза.
Веселая. Потом про кавора - крестного. Потом "Гехецик э Ереван" -
красивый наш город Ереван. Все подпевают, танцуют. Наелись. А тут несут свадебный
торт! Огромный! Выносят его под музыку мужчины. Невесте с женихом дают нож в
нарядной салфетке, они вместе его держат и режут первые куски. Им помогают.
Разносят торт. А дети крутятся тут же, им интересно, весело. И ни один не попросил
тарелку с лакомством. Не до этого! Столько музыки! Какой уж тут торт в пятьдесят
килограммов! Танцы до утра - обычная свадьба.
Отдельной стайкой завтрашние невесты. Все в черном, это традиционный цвет. Все
красавицы. Все студентки. Чья свадьба следующая, - скажет букет невесты. Анджела
бросает его назад, за себя. Кто поймает? А вдруг упадет на голову старушке вдове?
Значит, у нее первой будет свадьба!
На второй день кушают хаш - горячий холодец со специями, перцем. Кто не едал
хаша, ничего не знает о Кавказе! Все повторяется снова. И лишь на третий день
собираются только близкие. Танцуют, поют. Устали…
Вот и женили Оганесика. Насте и Залико теперь не скучно, невестка в доме. И
Мелику одной заботой меньше, сыграл брату достойную свадьбу. Да у него уж новая
забота, вчера дочка третья родилась, надо имя придумать.
Марина ПОДОЛЬСКАЯ
Фото автора
источник: http://www.an-tat.ru/ Асамблея народов Татарстана