Мы готовы сшить вам национальное свадебное платье.
Принимаем заказы не только из Казани, но и из других регионов.
Свадебные традиции чувашского народа
Воспитание в чувашской деревне было домостроевское. Власть принадлежала главе
семьи - старшему, дети права голоса не имели. Родители женили своих сыновей
на ком хотели, также и дочерей выдавали только по своей воле. Трудно судить
нынешнему поколению людей, влюблялись ли тогда парни и девушки? Наверное, жизнь
была не без этого, но старики подобные увлечения считали вредным для молодых
людей и их не поддерживали. Поэтому в прошлые времена в жизни молодых урмандеевцев
случались самые серьезные курьезы. Например, при сватовстве девушке приводили
на показ красивого, нормального парня, а на самом деле женихом оказывался какой-нибудь
некрасивый, с физическими недостатками человек, а иногда даже калека: горбатый,
хромой, или кривой. Как это делали? На свадьбе рядом с невестой сажали красивого
парня, допустим, брата жениха. А в клеть запирали настоящего жениха - будущего
мужа. Потом он и представал перед молодой женой. Бывало и наоборот: на смотринах
показывали красивую девушку, на свадьбе же невесту покрывали фатой - белой расшитой
тканью, так что до конца свадьбы невесту никто не видел. После свадьбы раскрывали
фату, а под ней оказывалась далеко не красавица.
Свадьба проходила в нескольких домах. Невесту привозили к близким родственникам
жениха. Перед свадьбой невесту наряжали для обряда, как положено, на голову
надевали девичью хушпу. А после свадьбы переодевали в женскую хушпу. Разница
между девичьей и женской хушпу небольшая, но есть: у девичьей хушпу макушка
острая, как у шлема воина прошлых веков, а у женщины - плоская, торчит как "шишка".
Чувашские свадьбы проходили очень красиво. У них были свои свадебные песни,
обряды, красивые пляски. Как начнут плясать женщины, так и зазвенят их костюмы
своими украшениями в такт музыке. Разукрашенные, нарядные национальные платья
придавали свадьбе особый колорит.
Обычно на свадьбах играли на народных музыкальных инструментах - шапар курас
(надутый пузырь с рожком), на гармонях, а иногда на самодельной скрипке. Многие
свадьбы проходили без гармошки, иногда просто плясали под звук монет своих женских
украшений. Плясали под звук чашек и ложек, на чем старинные чуваши умели играть
очень искусно.
Свадьбу начинали у близких родных жениха. По солнцу переходили из одного дома
в другой. Погуляли в одном доме, идут в другой с песнями, пляской. Невесту в
дом жениха уводили только после того, как пройдут не менее пяти-семи домов.
При входе в дом жениха молодых осыпали мукой или зерном, приговаривая, чтобы
они жили в достатке, были всегда сытыми. Бывали случаи, когда вместо муки осыпали
молодых золой. Эта "честь" доставалась тем невестам, которые до свадьбы
гуляли с женихом. Такие случаи бывали, но очень и очень редко. Невесту в дом
приводили на выездных лошадях в хороших упряжках с колокольчиками и бубенчиками.
С воза невесту принимал брат жениха и нес в избу на руках. За оказанную честь
невеста отрывала со своего головного убора самую дорогую монету и дарила брату.
Такой обряд считался большой честью для невесты и ее родных. В доме жениха у
ворот гостей встречали с хлебом и солью старшие из родных жениха. Старики благословляли
молодых на дружную, счастливую совместную жизнь. Затем заносили невесту в избу,
ставили на ноги и вели в чулан, где ее ожидали девушки. В это время жених сидел
за столом вместе со всеми гостями. Гости начинали петь свадебные песни. Пел
хор женихов, подпевала основная масса мужиков, потом в песню включались женщины,
и наконец, начинали петь все. Свадьбы обычно шли по три-четыре дня подряд, пока
не обошли всех родных жениха. Третий день свадьбы называли "Сене сын салми"
(лапша невесты). Гости говорили: "Идем есть невестину салму". В этот
день невеста в доме жениха первый раз месила тесто, делала самодельную салму
- лапшу, подобную галушкам. По обычаю все участники свадьбы "покупают ложку",
пробуют лапшу-салму, сваренную невестой. Гости пьют, едят, хвалят невесту за
вкусную лапшу, наевшись начинают снова петь и плясать. Тут уж просят сплясать
невесту, но она стесняется гостей, боится свекрови. Потому и было принято сначала
плясать свекрови, а она приглашала сплясать невесту. За разрешение сплясать
невеста свекрови дарит подарок. После этого невеста получает право плясать со
всеми вместе. То есть молодая женщина приобретает право быть наравне со всеми
женщинами. Здесь невесте гости дают первую оценку. Как накормила гостей салмой,
как сплясала, какое оставила общее впечатление.
Погуляв на свадьбе 3-4 дня, гости, приехавшие из другой деревни, обычно задерживались
и на пятый день. В таких случаях жених с невестой топили баню. В этот день невеста
перед баней дарила свекрови банный подарок - нательное белье, а та разрешала
вместе с ней мыться в бане.
В первый раз за водой шли втроем. Один вытаскивает воду из колодца, невеста
коленом выливает два ведра, третье несет домой. За то, что невесте помогли вытаскивать
воду, она дарила тому человеку колечко, платочек, вышитый ею, или даже полотенце.
Деревня разделялась на две половины: на бедных и людей побогаче. Если свадьба
была пышной и роскошной, люди хорошо одетые, то, значит, эта свадьба у богатых.
У богатых все участники свадьбы были в полном наряде: женщины в богатых украшениях,
блестящих национальных костюмах, увешанных монетами, мужчины с вышитыми бисером
воротниками. Пили медовую бражку. Жених ходил с нагайкой в руках. Юноши были
в кафтанах, девушки - в черных халатах с оборками.
Богач мог купить все, даже невесту. Покупал, конечно, у бедняков самых хороших
девушек в деревне. Родители отдавали своих дочерей за нелюбимого человека, не
спрашивая согласия. Трагедия, описанная классиком чувашской литературы К. Ивановым
в его поэме "Нарспи", характерна была и для нашей местности.
Может быть, большинство из чувашей совершенно не знают, где находится эта деревня,
но песня, рожденная в Урмандееве, всем нравится, поется легко, звучно. Эта песня
о трагической любви двух молодых сердец: девушку отдают замуж за нелюбимого
человека, богатого старика насильно, за его богатство, за деньги. Люди считают
эту песню народной, но у нее есть автор. Это местный сельский учитель Григорий
Калинин. В основу этой песни автор положил факты события в его родной деревне
Урмандееве. Девушка крепко любила своего жениха. Жених тоже любил девушку. Но
не суждено было им соединить свои сердца. Судьба их сложилась трагически. Девушка
решила бежать из родительского дома без благословения родителей. Но перед ней
стояла непреодолимая преграда. Она была уже давно сосватана родителями за другого
человека без ее согласия. Произошла трагедия, похожая на судьбу Нарспи, описанная
К. Ивановым в его поэме.
В песне поется о прелести деревни, о гордости девушки, осмелившейся нарушить
обычаи своих предков, о бедности несчастных родителей.
Текст из книги:
В.И. Волков. "Край родимый, Аксубай". Казань, Татарское книжное издательство,
1993 г.