Мы готовы сшить для Вас платье для никаха и национальное свадебное платье.
Традиции казахской свадьбы
Свадебная обрядность казахского населения данного региона также отличается сочетанием
традиционных и интегрированных форм. Изменились мотивы вступления в брак, который
заключается по обоюдному согласию молодых. Так же, как и в других, регионах свадебный
цикл разделяется на несколько этапов: сватовство, свадьба молодежная, кудалык
и послесвадебные церемонии.
Сватовство может состоять из двух этапов. В этом случае на официальном сватовстве
родственники невесты назначают дополнительные переговоры, обычно через неделю,
где обговариваются время и условия проведения свадьбы. Официальное сватовство
(куда тусу) начинается с приезда сватов в дом невесты. В сваты родители жениха
приглашают самых авторитетных по возрасту и положению родственников. В группу
может входить от пяти до десяти человек. Жениха с собой не берут. Невеста на это
время обычно уходит к родственникам. Родители невесты в начале накрывают чайный
стол. Во время чаепития старший из сватов затевает степенно, издалека разговор,
разбавляя его шутками, прибаутками и только к концу застолья подводит его к цели
их приезда. После чая начинается обговор калыма, условий проведения свадьбы, в
котором принимают участие старшие родственники и друзья родителей невесты.
Калым в современных условиях утратил былое значение, как выкуп за невесту, причитающийся
ее родителям. Это денежная помощь молодым от родителей жениха на покупку мебели,
тогда как посуду, домашнюю утварь, постельные принадлежности, ковры и прочее дает
сторона невесты. Обычай в прошлом отдавать за невесту 47 голов скота (калым-мал)
трансформировался в обычай класть в коржун с подарками 47 мелких предметов. После
того, как стороны приходят к согласию, в сельской местности или в частном доме
в городских условиях заводится живой баран, на забой которого гости дают молитвенное
благословение - бата. В некоторых случаях забой производится до приезда сватов.
Для сватов готовится традиционное национальное угощение - ет (мясо по-казахски).
Сватов обязательно угощают куйрык баур - печенью с курдючным салом, блюдом, символизирующим
установление родственных отношений. В церемонии сватовства активное участие принимают
женщины со стороны невесты, которые обсыпают сватов шашу, включающее в себя конфеты,
монеты, печенье и др., зерном, устраивают им различные испытания, требуя от них
выкупа. По всей вероятности, этот обычай является реликтом былой борьбы патрилокальных
и матрилокальных тенденций брака. Сваты привозят с собой маленький коржун - мешок
с подарками, состоящий из отрезов тканей, конфет, сухих фруктов, гостевых частей
мяса, 47 мелких предметов. Коржун с наружной стороны украшается монетами, кольцами,
бусами, лентами. В свою очередь, родители невесты также преподносят сватам подарки
- кит, которым обряд сватовства завершается.
Сама свадьба традиционно также распадается на ряд этапов: первый проводится в
доме невесты, затем проходит церемония перевоза ее в дом жениха, где и завершается
празднество. Торжественная регистрация брака может проходить как в первый день,
так и во второй или третий. Регистрация проводится чаще всего по месту проживания
жениха. В доме жениха проходит и первая брачная ночь.
Собственно свадебная церемония богата традиционными обрядами. При приезде в дом
жениха или невесты сватов с той или другой стороны обязательно осыпают зерном
и сладостями. Непременно происходит взаимное одаривание сватов подарками. Сваты
и с той, и с другой стороны приезжают в дом жениха или невесты с заранее приготовленным
коржуном, наполненным подарками. В свою очередь, встречающая сторона также делает
им ответные подарки - кит. С исчезновением обряда добрачного посещения женихом
невесты (урын бару) жених платит комплекс выкупов за невесту (кол устатар - пожатие
руки, шаш сипатар - поглаживание головы и др.).
Той начинается вечером, невеста с подругами ждет в своем или другом доме, куда
за ней приходит жених. В аулах, когда жених ведет невесту в палатку, устанавливаемую
во дворе для тоя, молодые люди выстраиваются в шеренгу и поют свадебную песню
той-жиры. В застолье могут принимать участие представители всех поколений, но
чаще рассаживают их в разных комнатах. Распорядитель свадьбы - таякакше, теперь
его чаще называют тамадой, предоставляет слово родителям невесты, ее братьям,
сестрам и другим родственникам, затем родителям и родственникам жениха и т.д.
Молодые слушают тосты стоя. Распространено, заимствованное у русских, кричать
жениху и невесте "Горько!" Гулянье продолжается до утра и сопровождается
проведением национальных молодежных игр кызойнау, бугубай и др. Свидетели обычно
зачитывают шуточные наказы, документы о заключении брака и т.п., что вместе с
юмористическими лозунгами, украшающими место проведения свадьбы, танцами и т.д.
можно отнести к атрибутам современной или советской свадьбы. На следующий день
невеста переезжает к жениху, что вовсе не означает, что молодые поселятся у него.
В последние несколько лет, происшедший среди казахов всплеск национального самосознания
проявился в возрождении некогда забытых обрядов. В Омской области перед отъездом
невесты из отчего дома стали исполнять ритуальную песню - напутствие девушке "Жар-Жар".
Был восстановлен также обряд "бет ашар" (букв.: лицо открыть), который
проводится в доме жениха. В возрождении обрядов большая заслуга национальных культурных
центров Омской области и Казахстана, широко пропагандирующих народные традиции.
Той в доме жениха проходит примерно по такому же сценарию, что и в доме невесты.
Угощение состоит из традиционных блюд с обязательным включением обрядовой пищи
и блюд интегрированного типа с сервировкой стола по общепринятым стандартам.
Исламский канон в свадебном комплексе казахов Западной Сибири представлен лишь
обрядом мусульманского бракосочетания - неке кию. Известный исследователь по истории
семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана Н.А. Кисляков отмечал, что бракосочетание
неке не имело прочных корней в свадебном обряде казахов из-за позднего распространения
ислама, обращая внимание на тот факт, что неке часто "совершается уже после
всех брачных церемоний, в частности и после брачной ночи, которой, казалось бы,
он должен был предшествовать как акт совершения законного брака"13. Наши
материалы подтверждают мнение ученого. Во всех случаях неке совершали в доме жениха
либо сразу по приезде свадебного поезда невесты, либо по окончании свадебных торжеств
и после первой брачной ночи. В присутствии близких родственников молодых мулла
бросает в пиалу с водой монеты, читает специальную молитву. Затем дает отпить
невесте с женихом и пускает пиалу по кругу. Пожилые люди вытаскивают из пиалы
монеты и дают их своим внукам. Считается, что монетки приносят счастье.
После проведения современной или молодежной свадьбы, часто с большой разницей
во времени, проводится кудалык - традиционная часть цикла. Иногда он проходит
одновременно с молодежным гулянием. Кудалык проводят дважды - на стороне невесты
и на стороне жениха. Количество гостей и содержимое коржуна строго оговариваются.
За несколько дней до поездки на кудалык матери жениха и невесты приглашают к себе
женщин, вошедших в состав гостей, чтобы обговорить ритуал и собрать коржун с подарками
противоположной стороне. Называется этот обряд калта. Каждая женщина должна что-то
внести для наполнения коржуна. Хозяйка угощает их мясом и чаем. Кудалык отличается
от молодежной свадьбы тщательным соблюдением традиционного ритуала: куйрук баур
асату, саукеле, корымдык, калта, кит, приглашение сватов на угощение с обязательным
вкушением печени с курдючным салом родственниками и друзьями хозяев. Не рассматривая
подробно традиционную обрядность в свадебном цикле, отметим только, что она органически
переплетается с новыми явлениями общепринятой свадебной обрядности.
Таким образом, церемониал современной казахской свадьбы исследуемого региона построен
на основе традиционного свадебного ритуала и содержит все его узловые моменты.
При этом традиционные обряды подверглись сокращению, упрощению и модернизации
и носят уже чисто символический характер. Свадьба казахов Западной Сибири является
ярким примером сосуществования новых и традиционных, национальных и интегрированных
форм духовной культуры.
Текст из книги: Ш.К. Ахметова. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи
в городской среде. Новосибирск. Издательство института археологии и этнографии
СО РАН. 2002