Мы готовы сшить вам национальное свадебное платье.
Свадебные обряды коми-пермяков
В коми-пермяцком крае практиковались венчаные и невенчаные браки, но первых
всегда было больше. Безразличного отношения к свадебной церемонии не было, даже
в том случае, когда девушка самовольно убегала к парню. Свадьбу играли как по
полному циклу, так и с минимальным числом обрядов. В немалой степени семейная
жизнь регулировалась церковью.
Интересные подробности о свадьбах отложились в памяти пожилых людей: "Святость
брака соблюдалась строго, без воли отца девушка замуж не шла" (д. Кекур
Кудымкарского района), "при наших родителях и невест крали" (д. Пузым
Кочевского района), "бывало, что жених обратно невесту посылал, если не
нравилась" (д. Чазево Косинского района). Если молодые поступали вопреки
желанию родителей, то свекор и свекровь требовали от них покориться им. Бывали
в с. Архангельском и такие случаи: не покорились молодые родителям, тогда свекор
отправил их жить на сторону. Родственники посоветовали им покориться, и они
пошли на это: упали в ноги родителям, долго плакали. Свекор и свекровь простили
молодых, а потом отдали им половину дома (АГО. Р. 29. On. 1. Д. 20. Л. 8-9).
Не мог быть заключен брак, если у молодых была одна и та же крестная мать. Запрещались
браки между кумой и кумом, крестными одного ребенка. Препятствием к этому служило
давнее убеждение о духовном родстве людей, образованном путем крещения. Были
распространены большей частью браки между молодыми одного села или одной деревни
или их ближайшего окружения.
По окончании хозяйственных работ, с Покрова дня (1 октября) начинались молодежные
гулянья. По очереди в домах или в какой-либо одной избе, на время выкупленной
у хозяина, девушки собирались на супрядки - прясть лен и коноплю. К девушкам
приходили парни, и сборище молодых превращалось в гулянье. Если парень приглашал
девушку пройти по деревне или прокатиться на санках, то это рассматривалось
почти как объявление о брачном сговоре. Люди следили и говорили: "Раз парень
девушку прокатил, да два прокатил - тут и быть свадьбе" (д. Юрино Кудымкарского
района). В период святок - от Рождества до Крещения - молодые с волнением ожидали
своей свадьбы. В это время много гадали, стремясь узнать о будущей жизни. Если
девушке в гаданье везло, то она об этом никому не говорила. Она боялась, что
на нее злые люди могли наслать порчу (д. Вырова Кудымкарского района).
Сватовство, подготовка к свадьбе и сама свадьба у коми-пермяков происходили
так же, как на соседней территории у русских Прикамья. Сватались в счастливые
дни - в субботу и воскресенье. Сватовство происходило быстро, без длительной
словесной игры. Распивали пиво и тут же договаривались о дне свадьбы. "Молодость
невесты провожали на вечеринке - девишнике" (д. Нижняя Волпа Юсьвинского
района). Во время девичника подруги опевали невесту, исполняли широко известную
русскую песню "Отлетала лебедушка..." Накануне свадьбы, в последний
вечер девушки вели невесту в баню. По пути в баню обязательно пели песню "Растопляйся,
красна баинька..." По возвращении из бани девушке заплетали косы, и это
означало, что невеста просватана.
Утром в свадебный день девушки наряжали невесту, в доме жениха собирался свадебный
поезд. На выезд жених получал благословение родителей. Далее во всех свадебных
церемониях большую роль играл дружка. Он всегда подбирался со стороны жениха.
Торжественный момент наступал в доме невесты: свадебный поезд заходил в дом,
невесту благословляли родители, и она выходила к жениху, затем молодых благословляли
в переднем углу избы и дружка с женихом выводили невесту на улицу. Домашнее
венчание заканчивалось и переходили к венчанию церковному. Одним из важных эпизодов
свадьбы является одевание на молодую головного убора замужней женщины - кокошника
или шамшуры.
Чаще свадьбу справляли три дня - в день венчания, на следующий день за "большими
столами" в присутствии многочисленных родных и близких, на третий день
молодые предпочитали навестить дома родственников. Свадьба в целом была единой
у всех групп коми-пермяков. На обширном материале можно сказать, что свадебные
церемонии коми-пермяков в силу замкнутости их быта оставались неизменными до
начала 1930-х гг. Позднее происходит не модернизация свадьбы, а резкое сокращение
ее отдельных этапов и забвение ритуалов (Полевые материалы, собранные в Кудымкарском,
Юсьвинском районах в 1995 г.).
Чтобы ввести современных жителей в атмосферу старой свадьбы, познакомить их
с особенностями проведения ритуалов, приведем цитату из описания свадьбы гайнских
(северных) коми-пермяков, составленного Н. Поповым в 1848 г. Кстати, используемый
материал является самым ранним из имеющегося в литературе и архивных фондах.
"Сначала отец жениха смотрит и высватывает невесту без жениха. Отец и мать
невесты при согласии выдать дочь рядятся с отцом жениха, сколько им надобно
взять денег, муки ржаной, бражной муки, солоду, говядины, рыбы и хмелю, невесте
кокошник, коты. Когда все это получит отец невесты, тогда сделают посиденок:
отец и мать жениха приезжают к невесте без жениха, как здесь водится, жених
не видает невесту до венчального дня.
На венчальный день собирают поезд, в коем бывают: тысяцкой, сваха, бояре, дружки
и лагунные. Всех сих жених зовет с хлебом печеным. Каждому носят каравай или
по-здешнему называют челпан хлеба. На каравай кладут деньги по возможности.
Когда всех созовут, которые должны ехать с женихом по невесту и в церковь для
венчания новобрачных, тогда накануне венчального дня, вечером ходят жениховы
поезжане в баню с женихом мыться щелоком, сделанным из пепла дровяного. Потом
расходятся по домам.
По утру в венчальный день званые на брак и мывшиеся в бане с женихом приезжают
на конях к жениху, зимой на санях, а летом на верховых лошадях. Дружки почти
всегда ездят на верховых лошадях, кои назад себя привязывают за шею распущенные
большие красные барцевые платы, веющие на спине дружек как флаги. Приезжие все
званые к жениху ставят коней своих с санями во двор скотский, потом заходят
из двора скотского в избу жениха, садятся за стол, посидевши выходят из-за стола.
Тогда отец и мать жениха благословляют образом, по благословении образом жених
со всей своей свитой выходит в скотский двор. Садятся на сани и выезжают из
двора с песнями. Если родные не умеют песни петь, то посторонних женщин петь
песни нанимают за деньги.
К невесте приезжает свадьба. Сначала дружки под окном попросятся у отца невесты
с молитвою и наговорами по их обряду. Когда отец невесты прикажет заезжать во
двор, тогда вся свадьба заезжает во двор скотский, в коем встречают жениха со
свадьбой. Сваха невесты выходит с большой чашкой браги на встречу жениховой,
коя встает из саней и наливает тоже свою большую чашку браги. Подходят свахи
друг ко дружке и стараются прежде налить из чашки в чашку одна другой брагу.
При этом действии замечают: если сваха женихова успеет прежде налить в чашку
браги невестиной свахе, то будет большина женихова над молодой, если невестина
сваха нальет прежде жениховой свахе в чашку, то будет большина невесты над молодым.
И потом обе свахи брагу выпьют из чашек досуха.
После сей церемонии жених со свадьбой приходит в избу невесты, не снимая шапку
с головы, проходит к столу с тысяцким и свахой, потом обходят вокруг стола три
раза. После обхода садятся за стол. Тогда уже жених снимает с головы своей шапку,
дружки просят отца невесты, дабы скорее снарядить невесту. Снарядивши невесту,
отец и мать выводят ее к столу. Тогда жених встает из-за стола, встречает невесту
близ стола и стараются оба друг друга успеть прежде ударить правой ногой. При
замечании такового, если жених прежде ударит невесту правой ногой, то будет
большина жениха над молодой. Если невеста успеет прежде ударить ногой жениха,
то невеста будет иметь большину над молодым" (АГО. Р. 29. On. 1. Д. 72.
Л. 7-8).
Вспоминая свою молодость (а это 1920-е гг.), многие коми-пермяцкие женщины говорили,
что они "вышли замуж в большую семью" (с. Егва, д. Даньшина Кудымкарского
района, с. Архангельское, д. Нижняя Волпа Юсьвинского района). При этом они
раскрывали понятие "большая семья", перечисляя ее состав: родители
мужа, их незамужние и неженатые дети, возможно, дяди и тети. Численность семьи
достигала 8-10 человек. Порой это были не только многодетные (отцовские), но
и неразделенные (братские) семьи, состоящие из женатых сыновей с детьми. Главой
семьи являлся отец, свекор, а в их отсутствие -мать, свекровь. Они наделялись
неограниченной властью.
Но в 1930-е гг. большие семьи быстро распадались, основной становилась малая
форма семьи: родители, дети. Молодые семейные пары, получая часть имущественного
наследства родителей, предпочитали жить отдельно. Вся дальнейшая специфика экономической
и общественной жизни коми-пермяцкого края способствовала развитию малых семей.
Но несмотря на распад больших семей, патриархальные семейные традиции не забывались
в течение длительного времени. В наши дни о них также могут рассказать многие
старожилы (Полевые материалы, собранные в Кочевском, Кудымкарском районах в
1995, 2000 гг.). Свадьбы, сыгранные во второй половине 1960-х гг., содержали
уже много новых ритуалов, и в этом определенную роль сыграла торжественная регистрация
брака в отделах ЗАГСа. Бракосочетание превращается в событие, которое привлекало
молодежь и старшее поколение. К этому событию всегда готовятся тщательно, "чтобы
было не хуже, чем у других людей".
из книги: Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в XIX-XX вв. Пермь, 2002