Мы готовы сшить вам национальное свадебное платье.
Осетинская свадьба
Считается, что на всем Кавказе у осетин самые необычные свадебный
обряд и свадебный наряд. Чего стоит только обычай, по которому
жених и невеста за два дня свадьбы ни разу не видят друг друга,
а встречаются только к концу торжества - под вечер второго дня!
У скромного кавказского народа и свадебный головной убор невесты
не столько подчеркивает, сколько скрывает красоту девушки от посторонних
глаз.
Фата невесты - многослойная. Полупрозрачная ткань будто окутывает
девушку со всех сторон. На лицо невесты обязательно ниспадает
вуаль, которая иногда тоже состоит из нескольких слоев. А основанием
для этой сложной конструкции служит шапочка, расшитая серебряными
и золотыми нитями.
Шапочка-фата - важный элемент. По осетинскому обычаю, ее еще
до свадьбы норовят украсть все, кто попадает в дом невесты. Ясно,
что без головного убора свадьбы не будет, поэтому родители невесты
готовы заплатить за фату любой выкуп. Такая свадебная игра: гости
стараются завладеть шапочкой невесты, а родня девушки препятствует
этому изо всех сил. Шутки шутками, но некоторые кавказцы считают,
что если невестин головной убор попал в чужие руки - это дурная
примета, и свадьбу надо чуть ли не переигрывать. Поэтому кто-нибудь
из родственников постоянно охраняет фату невесты.
Уникальную шапочку-фату шьют в специальных ателье. Под ней,
словно под шапкой-невидимкой, невеста скрыта от всех взглядов
до поры до времени. "Открывание фаты невесты" - это
целый ритуал, важная часть свадебной церемонии.
В первый день невесту привозят в дом жениха (а жениха точно
в это время отвозят в дом невесты). Молодые порознь знакомятся
с новыми родственниками.
Жениху будущая теща готовит "угощение" - пересоленную
и переперченную яичницу. Джигит не имеет права даже раз поморщиться!
Тем самым он доказывает силу своего характера и уважение к семье
своей жены. На этом проверка жениха на прочность, к счастью, заканчивается,
и он зачисляется в полноправные члены семьи. Зато в доме жениха
все происходит на полном серьезе. Осетины - в основном православный
народ, но большую часть свадебного торжества их невеста проводит
с закрытым лицом, что более характерно для исламской традиции.
И вести себя невеста должна согласно своему скромному облику.
Она не ест, не смеется, практически не разговаривает.
"Наша невеста стоит в углу, опустив глаза", - рассказывают
танцоры из осетинского ансамбля "Алания", у которых
инсценировка свадебного обряда - фишка всех концертных выступлений.
Вынужденный свадебный пост невесты - это уже само по себе испытание,
учитывая традиционно богатые кавказские застолья. Принимающая
сторона режет целого быка - на осетинских свадьбах меньше 300
человек не гуляет. Родственники, соседи и дальние знакомые приходят
сами, без приглашения. Виновники торжества обязаны всех принять
и накормить. Хозяйка обязательно варит домашнее пиво и готовит
араку (местный самогон). Стол ломится от пирогов - с картошкой,
сыром, фасолью, листьями свеклы... Три пирога в центре стола символизируют
землю, воду и солнце. Считается, что эти три стихии благословляют
союз молодых. А жених и невеста друг для друга отныне - и земля,
и вода, и солнце.
Но невеста за общий стол не садится - ее почти украдкой подкармливают
прибывшие вместе с ней друг и подруга.
Даже "открыть личико" осетинская Гюльчатай сама не
может. Это важное дело по церемониалу доверено старейшине семьи.
Он водит над головой невесты специальным белым флажком - видимо,
после этого считается, что "капитуляция" состоялась.
Старейшина, а за ним и все родственники жениха по очереди подходят,
приподнимают фату невесты и делают комплименты ее молодости, свежести,
красоте. Наверное, это один из самых приятных моментов свадьбы.
Хотя бурно реагировать на похвалы невеста не может. У нее по осетинскому
сценарию роль почти без слов. Все и без лишних разговоров понимают,
что ее роль здесь - главная.
Уже с "открытым забралом" невеста начинает задабривать
свекра, свекровь и всю многочисленную родню. Раздает привезенные
подарки и угощает всех медом. Что, видимо, символизирует "сладкую
жизнь". Мол, с приходом молодой невестки этот дом ждет сплошная
"дольче вита". В ответ родственники дарят невесте золотые
украшения - тем самым они показывают, как новоиспеченная родственница
им дорога. И желают молодым богатой жизни.
"Невеста-невидимка". Римма Ахмирова. Журнал "Националь"
№8, ноябрь 2004