Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Формы заключения брака
А.А. АРСЛАНОВА
Остановимся вначале на формах брака у пуштунов
Афганистана, исходя при этом исключительно из сведений афганского источника,
поскольку другие источники этого вопроса не рассматривают. Его касаются два
автора пуштунского источника, описывающие свадебные
обычаи соответственно в Нанграхаре и провинции Пактия.
Как полагает автор главы, посвященной описанию указаннных обычаев в Нанграхаре,
для вступления в брак достаточно одной из следующих четырех причин1:
1. чтобы
возместить долг кровной мести;
2. чтобы
примирить двух врагов2;
3. ради
получения большого калыма бедняк роднится с богатым, влиятельным человеком и
уважаемым родом;
4. женится
просто по любви3.
1 К
сожалению, автор не дает сведений относительно выплаты калыма при каждой из
приведенных форм заключения брака.
2 Неясно,
почему автор выносит отдельно этот вид вступления в брак, так как он, как нам
представляется, также связан с обычаем кровной мести.
3 ПД. - С.З.
1. Брак
выкупом, то есть когда за невесту ее семье платят деньгами или товарами. Размер
калыма при этом определяют сразу после смотрин невесты и сговора обеих сторон;
2. Брак
обменом, когда две семьи обмениваются дочерьми и сыновьями. Калым здесь
выплачивается так же, как при браке выкупом. Иногда, если сторона жениха не в
состоянии выплатить калым, ограничиваются только обменом;
3. Брак по
любви. Он заключается или с выплатой калыма, или путем обмена;
4. В брак
вступают, чтобы прекратить кровную месть и примирить два враждующих рода. Данная
форма также происходит с выплатой калыма или путем обмена;
5. Далее автор
отмечает такую форму брака, при которой какое-нибудь влиятельное лицо или
государственный деятель, пользуясь своим положением, женится на девушке из
бедной семьи, часто даже против ее воли;
6. Существует
еще брак с умыканием девушки, иными словами, фактическая кража невесты с
согласия или без согласия ее самой или ее родителей. Автор свидетельствует, что
при этой форме брака калым не выплачивают;
7. Иногда
женятся на девушке, к которой никто не сватается из-за какого-либо
"пятна" или наговоров на нее. Родители рады выдать ее даже за самый ничтожный калым, вообще без
калыма или путем обмена;
8. Автор выделяет далее так называемый брак (гаг), то
есть брак, при котором парень обращается к девушке при свидетелях,
объявляя ее своей
невестой. Этот обычай
происходит без согласия
родителей. Девушка тоже может произнести (гаг) своему возлюбленному. Если
конфликт с родителями не могут решить мирным путем, то этот брак, обычно
превращается в брак с умыканием девушки. Калыма не выплачивают1. Как можно было заметить, приведенные перечни
форм заключения брака у афганцев составлены весьма непоследовательно и часто
страдают отсутствием четкости. На основе этих данных мы попытаемся все же
выделить здесь те основные формы брака, которые, как нам
кажется, наиболее характерны для пуштунов Афганистана:
1. Главной
формой заключения брака, несомненно, является брак с выплатой калыма за невесту
(1).
2. Широкое
распространение имеет брак обменом, когда две семьи обмениваются двумя
девушками и двумя женихами. Калым в этом случае могут не выплачивать.
3. Существует
брак, необходимый как способ прекращения обычая кровной мести, если не находят
иного пути остановить растущее количество убитых и увечных членов враждующих
семей. При этой форме брака или выплачивают калым, или обмениваются женихами и
невестами по решению судьи по нормам адата2.
4. Брак с
умыканием девушки. Калыма не выплачивают.
5. Кроме того,
из личной беседы с пуштуном Ахтар Мухаммадом
Висайи – из
провинции Пактия - нам стало известно, что
определенное распространение там имеет левират, то есть такая форма брака, при
которой брат умершего обязан или имеет право жениться на его вдове. Калыма в
этом случае не платят, так как брат считается наследником, и жена умершего
переходит к нему вместе со всем имуществом в качестве наследства.
Ввиду отсутствия в источниках данных относительно
заключения брака между родственниками мы можем только предполагать их наличие у
пуштунов (3).
В данной работе мы попытаемся рассмотреть основную и
самую распространенную форму заключения брака у пуштунов – брак с уплатой выкупа за невесту.
1 ПД. – С.140-153. 2 Там же.
Комментарии
(1) Н.А.Кисляков относительно этого обычая
отметил, что все другие формы брака «с одной стороны, обусловлены
экономическими соображениями, вытекающими из необходимости уплаты калыма и
стремления избежать тяжелых расходов для семьи жениха или в какой-то степени
облегчить их, и, таким образом, являются как бы формами, по своему содержанию
связанными с уплатой калыма». – См.: Н.А.Кисляков, 1969. – С.65.
(2) Все эти
формы брака у пуштунов, вероятно, уместно сопоставить с
данными Э.Г.Гафферберг
о формах
брака у белуджей Туркмении, обладающих чертами сходства с ними в укладе
и обычаях. Как сообщает исследователь, у белуджей
«основной формой брака ... был брак с уплатой выкупа за невесту - лаб. В
прежние времена существовали и некоторые другие формы брака, например, брак
обменом. Калыма в этом случае не платили. В редких случаях существовал и брак
«убегом». – См.: Э.Г.Гафферберг, 1969. –С. 164.
(3) По
свидетельству того же автора, у белуджей
предпочтительным считался брак внутри группы ближайших родственников, т.е.
большей частью кузенный брак. Наиболее частый вариант
его, когда родители юноши и девушки – родные или двоюродные братья (или брат и
сестра). Изредка можно встретить брак дяди с родной или двоюродной племянницей.
Если не находится подходящей пары в числе указанных близких родственников,
желательно женить юношу в пределах своего подразделения племени или в пределах
своего племени». – См.: Там же.
Типологически близки афганцам по укладу и обычаям
также курды. Некоторые формы заключения брака у них идентичны с формами брака у
пуштунов. У курдов, так же как у афганцев, существует брак обменом, что
означает заключение обоюдных браков двух семей, имеющих по взрослому сыну и
взрослой дочери. Другой путь вступления в брак – похищение девушки, если ее
родственники не хотят отдать свою дочь за того человека, которого она любит.
Кроме этих форм, применяемых очень редко, существует калымная форма, по которой
обычно и совершается женитьба. – См.: И.А.Смирнова, 1968. – С.254.
Аналогичные формы брака отдельные исследователи
отмечали и у других иранских народов – персов, таджиков и т.д.