Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Смотрины девушки и сватовство
А.А. АРСЛАНОВА
Как у всех иранских народов, свадебные церемонии у
пуштунов начинаются со сватовства.
Относительно сватовства у афганцев Эльфинстон
замечает, что оно происходит без участия родителей молодых людей.
Экбал Али Шах пишет, что когда юноша достигает половой
зрелости, его родители начинают переговоры с родителями той девушки, которую
выбрала специально нанятая для этого женщина. Она, сохраняя тайну, посещает
различные дома и извещает того человека, который ее нанял, о нравах семьи той
или иной девушки, о красоте и манерах ее самой, а также о финансовом положении
семьи. Тщательно изучается родословная отца и матери предполагаемой невесты.
Только после того как приняты во внимание все условия
и найдена желанная невеста, родители молодого человека предпринимают шаги к
действию. Прежде всего, устанавливают дружеские контакты с семьей девушки,
мотивы которых утаивают. Даже если обе стороны заинтересованы в этом деле,
некоторое время ничего не говорят о предстоящем браке. До разговоров об этом
может пройти один-два года. В течение этого периода происходят частые визиты с
угощениями и обменами подарками.
Затем мать юноши и группа женщин идут в дом девушки.
Мать молодого человека начинает расхваливать девушку и своего сына и предлагает
матери невесты породниться. После этого женщины также поддерживают ее,
расхваливая юношу, девушку и ее мать.
На этом собрании мать девушки говорит мало. В конце
она всех благодарит за сказанное и настаивает на том, что не надо спешить со
свадьбой, так как и юноша, и девушка еще слишком молоды.
Она обещает посоветоваться с мужем. После этого женщинам предлагают угощение.
Несколько месяцев переговоры не продолжаются. Если ответ отрицательный, то
его сообщают незамедлительно и вежливо, объясняя тем, что девушка хрупкая и
не может пока выполнять домашнюю работу. Если же все идет хорошо, юноша получает
официальное согласие родителей девушки1.
Н.А.Кисляков в статье о свадебных обычаях пуштунов дурранийских племен, живущих в южной половине Кандагарской
провинции, пишет, что именно «родители подыскивают невесту в своем или
близлежащем селении, тайно от родителей невесты собирают о ней сведения,
родственницы жениха беседуют с ней. Затем отец или несколько старейшин из его
рода направляются к отцу девушки свататься. Отец невесты, выяснив
происхождение, материальное положение жениха и т.д., советуется с женой и
родственниками. В случае согласия долго спорят из-за калыма.
Интересно сопоставить эти сведения с данными пуштунского источника.
Непосредственно сватовству у афганцев предшествует
этап выбора девушки и ее смотрин. Для этого свахи, каковыми обычно являются
старшие женщины дома жениха – мать жениха, старшая сестра, тетка по матери,
тетка по отцу, жена дяди по отцу и некоторые другие женщины, заходят в те дома,
где есть девушки на выданье и намечают для себя подходящую. Через несколько
дней они приходят снова, на этот раз специально, чтобы получше
разглядеть внешность девушки – цвет ее лица,
фигуру, рост; узнают, насколько она опрятна,
трудолюбива и какая хозяйка.
Если девушка понравилась свахам, то они объявляют ее
родителям о своем намерении породниться с ними и возвращаются обратно в дом
жениха, где рассказывают другим родственникам о впечатлении, которое на них
произвела невеста, и советуются с ними по этому вопросу.
Когда вопрос о выборе невесты решен, в дом к ее
родителям для получения их согласия и для переговоров о калыме и проведении
свадьбы отправляются сваты.
Выбору сватов уделяют большое внимание. Стараются,
чтобы это были всеми уважаемые люди из числа родственников юноши, его близких
друзей или старейшин деревни, обладающие, кроме того, даром красноречия. В
Кандагаре в качестве сватов отправляются те же женщины, которые выбирают
невесту; в Газни в провинции Пактия
– несколько стариков.
Сваты, пришедшие в дом девушки, не сразу начинают
говорить о цели своего посещения. Сначала они здороваются с родителями девушки,
пьют с ними чай и ведут общий разговор. Только после окончания трапезы
объявляют, наконец, о своем намерении и требуют ответа. Иногда родители невесты
сразу дают согласие или отказ, иногда не дают определенного ответа и говорят,
что, мол, нужно посоветоваться с родственниками; предлагают сватам прийти еще
через некоторое время. В следующий раз их решение уже обычно бывает готово.
После того как родители невесты объявляют сватам о своем согласии, целую ночь
они проводят в совместном обсуждении калыма и дел, связанных с его выплатой
(Газни)2.
В эту ночь они угощаются сладостями, принесенными из
дома жениха. В знак того, что получено согласие, люди со стороны жениха
стреляют из ружей и бьют в бубны (6).
Церемония сватовства обычно завершается разговором о
размерах вена – калыма, который должен уплатить отец жениха отцу невесты.
1 Ikbal Ali Shah, 1928. - Pp.44-48.
2 ПД. – С.97.
Комментарии
(6) Много сходств в обряде сватовства с пуштунскими мы можем наблюдать у курдов. У них, так же как
у афганцев, прежде всего мать ищет невесту для своего сына. Мать юноши в общей
бане, на свадьбе, на траурном собрании, на реке, на роднике или в других
местах, где собираются женщины, примечает приглянувшуюся ей девушку и
постепенно уговаривает сына, чтобы он эту девушку сосватал. Юноша посылает к
матери девушки свою мать или какую-нибудь родственницу. Женщина, которая идет
сватать, передает родителям девушки обязательства и намерения юноши или его
родителей. Как только мать девушки выражает свое согласие, в назначенный день
мать жениха, сестры, родственницы и соседки идут в дом отца девушки, где для
них устраивают угощение. – См.: И.А.Смирнова, 1968. – С.225-226.
Аналогичный пуштунскому
институт сватовства имеется у белуджей. Сваты у них
приходят в дом отца девушки три раза – в первый раз, чтобы объявить о своем
намерении породниться, во второй - за получением согласия, в третий раз они
приезжают для обсуждения и установления размеров выкупа. – См.: Э.Г. Гафферберг, 1969. – С.171-172.
Рассматриваемый обычай смотрин девушки и сватовства
характерен также для некоторых других иранских народов. Например, в Мунджане (область, расположенная на северных склонах
Восточного Гиндукуша) сваты приходят в дом отца девушки, но не сразу получают
согласие и долго уговаривают его. Получив согласие, отец юноши устраивает
угощение с музыкой, танцами и пением. Здесь же начинают договариваться о
калыме. – См.: А.Л.Грюнберг, ЯВГ, Мунджанский
язык, Л., 1972. – С. 178-180. У таджиков, в отличие от пуштунов, «в большинстве
случаев, сватами являлись мужчины, хотя иногда вместе с мужчинами для
сватовства отправлялся кто-нибудь из женщин, родственниц юноши. При выборе
сватов, хотя их родственные отношения к юноше и играли роль, все же большое
внимание обращалось на личные качества посылаемых,
авторитет, а также на то, чтобы сваты были
красноречивы и не ударили бы лицом в грязь при переговорах». – См.:
Н.А.Кисляков, 1959. – С.78.
В Ходженте «сваты должны
были посетить дом девушки не менее трех раз... Неоднократные посещения сватов
были признаком их решительности». – См.: Х.Г.Ишанкулов,
1972. – С.33.
Обычай смотрин девушки в иранском Хорасане происходит
следующим образом. «Чтобы посвататься в дом девушки, как бы за тем, чтобы снять
комнату или просто в гости, отправляются мать жениха и с ней несколько
авторитетных, относительно пожилых женщин, состоящих в близком родстве с
женихом, например, тетки жениха по матери и отцу. Мать невесты, встретив гостей
и поговорив с ними, догадывается о цели их посещения. Она зовет дочь и велит ей
принести гостьям чай и кальян. Когда она все это приносит, мать жениха или одна
из женщин обнимает девушку, целует ее в щеки и губы и рассматривает при этом ее
локоны и голову – естественные ли у нее волосы и не приплетено ли что-нибудь в
косу. Иногда даже она нюхает рот девушки, чтобы удостовериться, есть ли у нее
запах изо рта. Затем женщины расспрашивают мать девушки о ее
достоинствах, особенно обсуждают ее хозяйские способности, поварское и
портновское искусство». – См.: Р.А.Галунов. Средняя персидская свадьба // МАЭ.
– Л., 1930. – С.187.