Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Калым
А.А. АРСЛАНОВА
В отношении калыма источники дают довольно скупые
сведения. Эльфинстон указывает, что молодой человек
собирает средства на калым с момента помолвки до свадебного торжества. Если
жених беден, то это приготовление длится год или два, если богат, то готовятся
всего лишь два-три месяца .
2 M.Elphinstone,
1815. – P.238.
Суммируя сведения некоторых источников о калыме у
афганцев, Н.А.Кисляков пишет: «При заключении брака вопрос о калыме (валвáр), размер которого за последние
15-20 лет заметно возрос, играет важнейшую роль. Высокий калым и большие
расходы на выполнение свадебных обрядов чрезвычайно обременительны для
населения, что нередко приводит к поздним бракам мужчин, неравным бракам
женщин.
Через два-три дня (после сговора) отец жениха приносит
отцу невесты горсть монет в счет калыма... Калым выплачивают ежемесячно или
ежегодно, частию натурой: отцу невесты дают овец,
корову, вола, верблюда и другой скот, обычно оценивая его приблизительно вдвое
дороже, чем на базаре»1.
В Газни, например, одну
часть всего установленного калыма сторона жениха вручает стороне невесты при
проведении обычая нанесения хны , а другую часть – в
день заключения брачного договора -никах. В Кандагаре
иногда отправляют сразу весь калым, а иногда так же, по частям, в зависимости
от экономического положения семьи невесты.
В провинции Пактия, как
пишет автор, раньше калыма не существовало, и пактийцы
выдавали замуж своих дочерей без калыма или путем обмена. Автор с горьким
сожалением замечает, что время изменило этот прекрасный обычай стремлением
людей к выгоде и наживе. За последнее время калым увеличился до сотни тысяч
афгани, что очень обременительно для многих людей. Кроме того, размер калыма
зависит от того, насколько красива девушка. Выплачивают его в Пактии постепенно: одну часть – в день молитвы и
переговоров о свадьбе (пхартэ)3, а вторую
часть выплачивают вплоть до самой свадьбы, причем, как отмечает автор: «Отец
девушки до тех пор, пока не получит часть калыма, не накинет на свою дочь
свадебное покрывало» (7).
1 Н.А.Кисляков,
1957.–С.72.
2 Обычай,
связанный со сговором обеих сторон. Он заключается в том, что родственники в
доме невесты окрашивают хной руки и ступни ног. Сторона невесты устраивает по
этому поводу веселый пир. См. ниже.
3 Пхартэ – посещение женихом семьи невесты после обручения и
празднование в доме невесты.
Комментарии
(7) Калымный брак, с теми или иными различиями в размере
и порядке его уплаты, распространен среди всех иранских народов.
Обратимся для сравнения к белуджам.
У них «со стороны жениха приезжали специальные представители для обсуждения и
установления размеров калыма. С этой целью также приезжали авторитетные,
почтенные люди, но более близкие, в том числе обязательно отец жениха, а если
нет отца, старший брат или дядя, то есть лицо, обязанностью которого являлась
уплата. Отец невесты запрашивает очень высокую цену и лишь постепенно снижает
ее. Выкуп за невесту обычно состоит из определенной суммы денег и некоторого
количества мелкого рогатого скота. Размеры его в среднем довольно стандартны и
варьируются в отдельных случаях лишь в силу каких-либо особых обстоятельств.
При браках между родственниками выкуп мог быть
несколько ниже обычного, но не всегда». – См.: Э.Г.Гафферберг,
1969. – С.172-173.
Тот же автор приводит сведения о калыме у народностей джемшидов и хазара, сумма которого, в отличие от калыма у
афганцев, равнялась обычно ста баранам, причем эта сумма часто снижалась.
«Калым не платили в случае обмена девушками... Часто, чтобы добыть себе жену,
молодой человек нанимался в батраки и работал лет 10-15,
отдавая заработок отцу невесты в счет калыма.
Случалось даже и так, что отец девушки, которому надоело ждать полной уплаты
калыма от бедного жениха, продавал свою дочь более богатому претенденту». –
См.: Э.Г.Гафферберг, 1936. – С.82-92.
Аналогичный обычай отработки калыма женихом в доме
тестя наблюдал также М.С.Андреев в Хуфе. Он сообщает,
что жених здесь «должен прослужить в доме отца невесты семь лет, после чего он
не только не выплачивает вена, но и расходы, сопряженные со свадьбой, несет
отец невесты... К этому обычаю прибегали, когда в доме имелась девушка–невеста,
а мужских рук не хватало». – См.: М.С.Андреев, 1953. -С.135.