Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Сговор и помолвка
А.А. АРСЛАНОВА
Относительно сговора Н.А.Кисляков сообщает, что в
южной половине Кандагарской провинции, договорившись о калыме, «отец невесты
дает отцу жениха шелковый платок, иголку с ниткой и отпускает сватов. Отец
жениха, отправляясь домой, пришивает платок к своей
чалме, чтобы он был виден издалека; придя домой, прикалывает платок иглой к
двери своего дома и несколько раз стреляет из ружья.
Собираются женщины, начинают бить в бубен, собравшиеся поют свадебные песни
перед платком. Родственники и друзья поздравляют родителей жениха»1.
Схожие обычаи, связанные со сговором обеих сторон, для
того же Кандагара описывает один из авторов афганского источника. После
сватовства, пишет он, женщины со стороны жениха приносят в дом невесты иголку с
ниткой, которые являются знаком того, что они требуют окончательного согласия
родителей девушки. Его через несколько дней принимают 2-3 человека со стороны жениха,
пришедшие в дом отца девушки. В знак своего согласия сторона невесты
преподносит платок со сладостями.
К сожалению, этот автор не дает нам возможности четко
понять, какое именно ритуальное значение придают здесь пуштуны собственно
иголке с ниткой.
Несколько иначе этот обычай выглядит в Газни. Здесь, как только родители и родные невесты,
посоветовавшись, изъявляют свое согласие отдать девушку, то объявляют об этом
сватам, говоря: «Мы согласны породниться с вами». Тогда в дом девушки зовут
деревенского муллу или кого-нибудь из стариков и целую ночь проводят с ними в
беседах, обсуждении махра2 и других
подобных дел. Затем со стороны девушки приносят платок с фруктами, в концы
которого завязано немного гвоздики. В платок этот также воткнута иголка с
ниткой. Фрукты раздают присутствующим, читают молитву и с благословениями
передают платок старшему со стороны жениха, который прикалывает иглу себе на
чалму. Взятие им этого платка символизирует сговор сторон породниться друг с
другом.
Когда люди со стороны жениха возвращаются к себе
домой, то иголкой прикалывают этот платок над дверью дома и несколько раз
стреляют из ружья. На звуки выстрелов собираются родственники и, увидев платок,
благословляют помолвку и поздравляют родителей жениха и его самого. Тут же
начинается веселье. Девушки и женщины начинают бить в бубны и танцевать.
Мужчины тоже поют и танцуют.
По свидетельству автора, описывающего свадебные обычаи
в Нанграхаре, по окончании сватовства отцу жениха
вручают шелковый платок, в один из концов которого завязывают золотые монетки,
а в другой конец – землю. Шелк здесь символизирует мягкость и нежность девушки;
золото – невинность и чистоту, а земля – терпение и покорность.
1
Н.А.Кисляков, 1957.–С.72. 2 Махр –
определенная сумма денег или заменяющие ее ценности, предоставляемые женщине
при получении ее собственного согласия или согласия ее родителей (опекунов) на
переход в полное распоряжение мужа в качестве жены.
Хотя этот автор по какой-то причине опускает описание
так называемого обычая «нитка с иголкой», мы все же можем предполагать, что он
имеет хождение в Нанграхаре так же, как и в других
областях Афганистана.
Весьма кратко останавливается на описании этого обычая
автор главы, посвященной провинции Пактия. Он
свидетельствует, что в Пактии платок и иголка с
ниткой являются залогом обручения. После вручения их родителям жениха,
последним уже будет неудобно отказаться. Игла, кроме того что исполняет функцию
залога обручения, символизирует искусность девушки в шитье.
Обычай этот соблюдают только при выходе замуж девушек,
а не вдов.
После предварительного сватовства и сговора сторон,
происходящих без участия молодых людей, у пуштунов обычно совершается
торжественная церемония помолвки. Как отмечает Эльфинстон,
с момента помолвки – фатиха (9) до торжества свадьбы
проходит много времени, которое используется стороной девушки для приготовления
приданого, а молодым человеком – для собирания средств на калым. Тот же автор
свидетельствует, что у афганцев-юсуфзаев мужчина
видит свою жену лишь после окончания свадебных церемоний, а во всех племенах бердурни проходит много времени между днем обручения и днем
свадьбы1.
Более подробно останавливается на церемонии помолвки Экбал Али Шах. Он пишет, что «в определенный день члены
семьи молодого человека посещают дом невесты, где и происходит церемония канд шикан2. Мать
девушки приглашает близких родственников со своей стороны, которые прибывают
вместе с родственниками жениха. Все приносят подарки на подносах. Затем встает
старик, берет с каждого подноса вещи, объявляет, что это и кто подарил. После
этого к нему подходит отец жениха, неся на голове поднос, покрытый красным
шелком с золотом. Старик снимает покров с конусообразных головок сахара и
призывает всех поднять руки и воздать молитву, чтобы молодые были счастливы.
Затем сахарные головы ударяют друг о друга и разбивают. Хороший знак, если
получилось много кусочков. Их сразу расхватывают мальчики и девочки, после чего
опять читают молитву. Девушка все это время сидит в своей комнате, никто не
должен ее видеть3.
Если обратимся к пуштунскому
источнику, то увидим, что обычай помолвки у афганцев происходит не одинаково в
различных районах страны.
В Газни после того, как
между родственниками парня и девушки достигнуто соглашение, жених начинает
готовиться к посещению своего тестя. Для этого он заранее готовит несколько
платьев и одну-две пары туфель для невесты, покрывала, отрезы ткани и фрукты
для женщин. Затем он в сопровождении муллы и нескольких родственников
отправляется в дом тестя. Там их встречают с большим почетом, специально по этому
случаю режут баранов и устраивают угощение. Пир этот продолжается до следующего
утра. На следующий день после чая и молитвы отец жениха бросает на блюдо
деньги. Следуя его примеру, другие родственники тоже бросают – кто сколько
может. Все эти деньги отдают опекуну невесты, который не сразу берет их, долго
упрямится. Его долго уговаривают, и, в конце концов, он соглашается их принять.
Затем все окрашивают себе руки хной, и это
используется как еще один повод для веселья. Опять режут баранов и устраивают пир,
на который приглашают почтенных людей деревни. На этот раз родственники жениха
выносят на обозрение всем гостям наряд и убранство невесты, родственникам
невесты раздают подарки.
Али Мухаммад Собман в книге «Коллекция афганского фольклора» описывает
некоторые приметы. Например, до свадьбы и после нее жених в доме тестя не мыл
руки водой после еды, а вытирал их платком. Согласно поверью, если жених вымоет
руки водой, то породнение кончится, семья умрет, и он
потеряет невесту. Родственники говорили ему: «Твое счастье может смыться вместе
с водой, не вытирай руки насухо платком, а прикоснись ими к волосам, чтобы все
твои беды ушли из сердца». Если жених все же мыл руки водой, то вытирал их о
волосы. Точно так же должна была поступать невеста в доме свекра.
На другой день происходит обряд бракосочетания – никах. Мулла при свидетелях испрашивает согласия у опекунов
жениха с невестой. По этому случаю мулле вручают деньги или чалму.
Родственникам жениха тоже преподносят чалмы, платки и фрукты, а женщинам
готовые платья и покрывала. По окончании церемонии родственники прощаются и,
выходя из дома девушки, несколько раз стреляют из ружья.
В Кандагаре, так же как в Газни,
когда жених в сопровождении нескольких родственников приходит в дом тестя,
сразу совершают церемонию бракосочетания. После этого всем раздают платки со
сладостями. Для стороны жениха выносят засахаренные фрукты и сахарную голову,
которую раскалывают на две части. Одну часть завязывают в платок жениха, а
другую оставляют в доме невесты. Приносят также красивый шелковый платок,
обычно зеленого или красного цвета, под который кладут белый платок, обшитый
зеленым шелком. Эти платки повязывают на голову какого-нибудь маленького
мальчика. Когда сторона жениха отправляется в обратный путь, мальчик
идет впереди процессии. Издали завидев платок на его
голове, женщины дома жениха начинают бить в бубен и петь песни.
В Нанграхаре тоже принято,
чтобы после сговора сторон жених посетил дом своего будущего тестя. Он несет с
собой фрукты, одежду невесты, шелковую ткань, хну, благовония и зеркало. После
угощения, устроенного в его честь родителями невесты, жених расстилает платок и
бросает на него деньги – часть калыма. По
его примеру остальные родственники бросают деньги.
В провинции Пактия обычай
помолвки носит название пхарэта. Жених в
сопровождении родителей и других родственников с фруктами и нарядом невесты
отправляется в дом тестя. Там после угощений в соответствии с установлениями
шариата происходит обряд бракосочетания, по окончании которого все
присутствующие веселятся, поют песни.
На следующий день сторона жениха выплачивает часть
калыма. Затем всем раздают фрукты, жениху вручают чалму и платок. По
возвращении домой родственники жениха стреляют из ружей.
В Кандагаре принято так, что жених после помолвки
должен отправить в дом невесты угощение, украшения, цветы и фрукты (10).
Комментарии
(8)
Сопоставив данные пуштунского источника со
свадебными обычаями других ираноязычных народов, мы
можем предположить, что так называемый обычай "нитка с иголкой" при
сговоре характерен только для пуштунов Афганистана. У других народов сговор
происходит иначе.
(9) Название
обряда помолвки. Слово фатиха обозначает первую суру
Корана. Фатиха туй - значит буквально – свадьба,
закрепляемая молитвой.
(10) Для
многих ираноязычных народов характерен фатиха туй как основной праздник, предшествующий
окончательному закреплению свадебного договора.
У курдов, например, помолвку совершали сразу после
того, как мать девушки выразила свое согласие. В назначенный день несколько
женщин со стороны жениха приходили в дом девушки, где для них готовили
угощение. Гостьи целовали девушку и называли своей невестой. – См.:
И.А.Смирнова, 1968. – С.226-227.
По сообщению М.С.Андреева, в долине Панджшир, в отличие от афганцев, помолвка, называемая кынголя, обычно предшествует браку - никох
на несколько лет, в среднем на 3-4 года. Но часто бывает, однако, так, что
помолвка имеет место только перед самой свадьбой. Помолвка сопровождается
угощением. Отец жениха дарит в этот день невесте одежду... Собравшиеся гости
съедают угощение, присланное отцом жениха в дом невесты. После этого читается
коротенькая молитва -«фотихо»,
в которой упоминается о даровании благополучия. – См.: М.С.Андреев, 1926.–С.82.
Аналогично афганской помолвке этот обычай совершался у
двух небольших ираноязычных народностей – джемшидов и хазара, проживающих в основной своей массе в
Афганистане. По словам Э.Г.Гафферберг, «вскоре после
сговора –кантшекани, что значит
«разбивание
сахара», у них
совершалась помолвка - фатахуни. В связи с помолвкой устраивалось большое угощение,
пение, пляски, скачки». – См.: Э.Г.Гафферберг, 1936.
– С.8.
В Иране, как сообщает С.М.Марр,
«когда согласие дано, родственницы жениха одаривают невесту подарками и
сластями; этот день называется ширинихуран. Затем отец
жениха, жених и его близкие родственники идут в дом невесты; после угощения
ведут переговоры о махре, договариваются о дне заключения брака – агд». – См.: С.М.Марр, 1930. –
С.179-208.
Так же как у афганцев, у таджиков ко дню помолвки отец
и родственники жениха заготовляли продукты для предстоящего угощения. Величина
подарков и количество продуктов зависели от степени зажиточности семьи жениха.
Н.А.Кисляков со слов О.А.Сухаревой сообщает, что «в Шахристане в доме жениха
сразу после изъявления согласия со стороны отца девушки на брак начинали спешно
готовиться к угощению по поводу фотиха туй. Хотя это
угощение и происходило в доме невесты, но все необходимое для него давал отец
жениха. Угощение это по своему размеру лишь немного уступало свадебному. Часто подарки
посылались или приносились не только самой невесте, но и ее родственницам,
...женщинам и девушкам – матери, младшим сестрам невесты. После угощения читали
молитву». – См.: Н.А.Кисляков, 1959. – С.81-82.
Таким образом, обычай помолвки, являющийся первым из
главных свадебных праздников, по существу представляет собой обряд,
сопровождающий заключение брачного договора. Другой свадебный праздник,
проводимый в доме мужа, посвящен увозу новобрачной из ее дома. Обычай
праздновать помолвку присущ всем ираноязычным
народам, и его стараются соблюдать строго в соответствии с указаниями
мусульманской религии.