Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Период между помолвкой и свадьбой
А.А. АРСЛАНОВА
После помолвки обычно стороны стараются избегать друг
друга (10). О наличии у пуштунов института избегания мы можем судить, исходя
лишь из сведений афганского источника, поскольку другие источники его вообще не
касаются.
В Нанграхаре невеста всегда
закрывает лицо при встрече с женихом или его родственниками, которые, в свою
очередь, всячески стараются ее незаметно увидеть. Для этого они устраивают
различные уловки и в случае удачи хвастаются друг перед другом. Но девушка
оказывается в невыгодном для себя положении, так как над ней в этом случае
начинают шутить и посмеиваться.
Иногда случается так, что сами родители девушки за
символическую плату открывают лицо дочери для кого-нибудь из семьи юноши.
Жених, в свою очередь, тоже уклоняется от встреч с
родственниками невесты.
Бывает и так, что невеста, для того чтобы увидеть лицо
своего суженого, прибегает к разного
рода хитростям, например, делает дырку в крае покрывала, подглядывает в щель в
стене или из-за угла и т.д. Но если
об этом проведают ее подруги, то девушка надолго
станет предметом насмешек и издевок (Нанграхар)1.
Обычай избегания в период между помолвкой и свадьбой
связан с обычаем добрачных посещений женихом невесты.
Эльфинстон относительно этого любопытного обычая у некоторых
афганских племен сообщает, что после обручения молодому
дается право наносить секретные визиты своей невесте ночью, что называется намзадбази. Мать невесты или другие родственницы
содействуют этим свиданиям, однако принято, чтобы мужчины не знали об этом.
Юношу приводят к невесте в ее помещение, где возлюбленные могут оставаться
вместе до зари. Принимаются меры, чтобы молодые не вступали в половое
сожительство, однако часто этот запрет нарушается и случается, что молодая
приносит своему мужу ребенка2.
Н.А.Кисляков в своей статье почти не касается описания
этого обычая и отмечает только, что в Кандагарской провинции у пуштунов после
обычая никах жених возвращается к своим родным или
остается у тестя. Теперь он может проводить время со своей невестой, и это не
считается предосудительным. Однако обычно женщины и дети в доме невесты
преследуют жениха: брызгают на него водой, прячут обувь, берут с него «выкуп» и
т.д. Поэтому многие женихи не остаются у тестя и спешат справить свадьбу, в чем
заинтересованы и родители невесты, подучивающие детей, чтобы те донимали жениха3.
Пуштунский источник дает следующие сведения. Посещения женихом
невесты начинаются обычно после его официального посещения дома тестя.
В Кандагаре эти свидания называются гэрдэни, в деревне - лóби,
что значит «игры (с невестой)». Здесь, собираясь на встречу со своей невестой,
жених готовит для нее 2-3 платья и оплачивает расходы на продукты для угощения.
Первые две ночи он проводит в беседах с родственницами невесты, а по утрам
покидает дом тестя. Но всю третью ночь жених проводит наедине со своей
невестой. Они знакомятся и разговаривают до зари. Утром мать девушки уводит ее.
Аналогично происходит этот обычай в Газни. Здесь после угощения в доме тестя дружки жениха и
родственницы оставляют жениха одного в комнате, куда вскоре приходит девушка.
Они знакомятся друг с другом, но до нежностей в этот раз дело не доходит. Утром
теща приходит за невестой. Жених несколько раз таким
образом ночью, тайком, чтобы никто из мужчин его не узнал, приходит на
свидания.
В провинции Пактия, так же
после того как жених посидит некоторое время в доме невесты в обществе ее
родственниц и поужинает с ними, по общепринятому обычаю теща приводит к нему
свою дочь. Этот обычай здесь называется – чоголбази.
Теща со своей стороны внимательно следит за тем, чтобы жених при этом не
заходил за пределы дозволенного.
Автор главы, посвященной свадьбе в Нанграхаре,
прямо заявляет, что большинство пуштунов там испытывают отвращение к указанному
обычаю и считают, что он не соответствует их понятиям о целомудрии и
нравственности. Однако этот обычай все же соблюдается, и юноша с девушкой
встречаются при непосредственном участии и содействии тещи, которая следит за
тем, чтобы все было пристойно.
Иногда все-таки случается так, что когда невеста
приезжает в дом мужа, то ей настало время родить. В некоторых местах в подобном
случае родственники невесты, узнав об этом, даже убивали жениха (12)1.
1 ПД. -
С.8.
Комментарии
(11) Н.А.Кисляков по этому поводу отметил, что
«различные избегания между одним из супругов и родствениками
другого широко известны...у большинства народов мира.
Избегания, в частности, у таджиков заключаются в различных запретах – табу,
имевших различные степени: встречаться с теми или иными свойственниками,
находиться на близком расстоянии, разговаривать, прикасаться друг к другу, есть
за одним столом, шутить, смеяться, называть по имени или произносить имя и
т.п.».
По свидетельству того же автора, обычай избегания
новобрачным родных жены прекращался после приезда новобрачной в дом мужа и
церемонии «возвращение домой». Избегание же невестой
родителей юноши обычно оставалось в силе навсегда. После свадьбы запреты
снимались лишь родителям жениха видеть невестку, говорить с нею. Для этого
устраивалась специальная церемония «р
у б и н и к». Молодая стояла под покрывалом, родители
мужа и другие родственники подходили, поднимали покрывало и смотрели в лицо
новобрачной, одаривали ее. -См.: Н.А.Кисляков, 1964. –
С.5-6.
(12) Обычай добрачных посещений женихом невесты
отмечен исследователями у некоторых других ираноязычных
народов. По свидетельству Э.Г.Гафферберг, у джемшидов и хазара «вскоре после помолвки жених приходил к
невесте и ложился с ней спать. И впредь до самой свадьбы он мог приходить к
невесте, но не очень часто; после свадьбы новобрачный отвозил жену к себе». –
См.: Э.Г.Гафферберг, 1936. – С.82-101.
Проведение обычая, по которому жених может тайно
посещать свою невесту у пуштунов, во многом совпадает с этим же обычаем у белуджей. У последних «эти посещения, называемые дештаргвази, происходят под
покровительством матери невесты, но ни тесть, ни братья невесты не должны о них
знать, во всяком случае, они делают вид, что ничего не знают. Юноша приходит
как будто в гости и остается ночевать. Мать укладывает девушку где-нибудь в
отдельном помещении и тихонько говорит ему, где она находится. Когда все
заснут, он прокрадывается к невесте и ложится рядом с ней, беседует, целует.
Мать незаметно наблюдает, чтобы ласки не заходили слишком далеко. Часов до двух
ночи жених лежит возле невесты, потом тихо возвращается на свое место и рано утром уходит домой, вручив будущей теще небольшой
подарок – платок, конфеты и т.д.». – См.: Э.Г.Гафферберг,
1969. – С.178.
Этот обычай у курдов наблюдал Егиазаров.
Н.А.Кисляков с его слов сообщает, что «после помолвки жених может повидаться со
своей невестой тайком от ее отца; для этого свидания он является с подарками к
теще, которая приводит к нему дочь, а сама удаляется. С этого времени
начинаются тайные ночные свидания молодых людей». – См.: Н.А.Кисляков, 1959. –
С.225.
Подобные тайные свидания отметил Р.А.Галунов в Иране.
– См.: Р.А.Галунов, 1930. – С. 191.
Наливкины наблюдали этот обычай у таджиков Ферганы в
семидесятых-восьмидесятых годах XIX века. «Жених
приходил к невесте поздно вечером.. .т.о., чтобы не встретиться с отцом и
матерью невесты». -См.: В.Наливкин и М.Наливкина.
Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. – Казань, 1886.
В отличие от этого, у таджиков Ходжента,
как заметил Х.Г.Ишанкулов, подобные «тайные свидания
были весьма редки, т.к. это
сурово преследовалось. Если родственники замечали
что-либо подобное, то строго наказывали обоих». – См.: Х.Г.Ишанкулов,
1972. – С.47.
Отсутствие этого обычая в Хуфе
заметил М.С.Андреев. «В старину, - пишет он, - в случае, если девушка
забеременела, то ребенок считался незаконнорожденным, а девушка по рождении ребенка присуждалась к
казни, как за прелюбодеяние». – См.: М.С.Андреев, 1953. -С.126.