Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Приготовления к свадьбе
А.А. АРСЛАНОВА
В период между помолвкой и свадьбой, одновременно с
тайными посещениями женихом невесты, в обеих семьях ведется деятельная
подготовка к свадьбе.
Как пишет Экбал Али Шах, «в
течение этого периода проводится большая работа. В доме невесты подготавливают
большое приданое. Женщины дома и соседки шьют и вышивают одежду для жениха и
невесты. Они работают день и ночь. Кроме того, молодую пару снабжают почти
полной домашней обстановкой. Необходимо заметить, что мать невесты готовит
подарки жениху – чалмы, меховое пальто, комплект одежды, туфли, лошадь, ружья.
Хотя мать жениха тоже занята приготовлениями, все же на ее долю приходится
меньше, чем на долю матери невесты. Она также должна сделать подарки невесте,
которые включают цветастый, искусно вышитый комплект одежды, пару шалей и
золотые украшения»1.
Н.А.Кисляков, суммируя данные некоторых источников,
тоже сообщает, что «перед свадьбой (у пуштунов) жених приготовляет одежду и
украшения для своей будущей жены, а тесть – обстановку для дома молодых. В приданое входят кровати, тюфяки, одеяла, подушки, сковороды,
чашки, чайники и пр.; различают одинарное (всего по одной штуке) и двойное
приданое. Последнее делает честь тестю, его «благородству»: он как бы
компенсирует хотя бы частично расходы на калым. Все эти вещи до свадьбы
показываются гостям»2.
Приведенные выше сведения подтверждаются также данными
пуштунского источника.
Так, автор главы, посвященной свадебным обычаям в Газни, пишет, что жених в предсвадебный период готовит для
своей невесты полный комплект одежды. При этом он сообразуется со своим вкусом
и возможностями. Кроме этого, он готовит отрезы различных тканей, которые затем
нераскроенными посылаются в дом невесты. Эти ткани и
свадебный наряд невесты отправляются в дом ее отца с какой-нибудь старшей
женщиной или другой родственницей. С ней отправляют также фрукты,
предназначенные для раздачи гостям во время показа одежды невесты, ее получения
и раскроя тканей. Матери невесты, ее теткам по отцу, сестрам, жене дяди по
отцу, жене брата, кроме того, отправляют несколько покрывал.
Когда посланная женщина со всем этим приходит в дом
невесты, специально для нее режут барана, и женщины устраивают почетное
угощение в ее честь. На следующий день эта женщина возвращается обратно в дом
жениха.
После отправки свадебного наряда невесты,
непосредственно перед свадебным пиром, несколько человек со стороны жениха
навьючивают скотину хворостом и ведут в деревню невесты. На этом хворосте в
день свадьбы будут готовить лепешки и мясо. Пришедших с хворостом людей в доме невесты с радостью встречают, ведут в дом и угощают
чаем, сладостями и фруктами. Их скотину отводят в стойло и хорошо кормят.
1 Там же.
– С.51-57. 2 Н.А.Кисляков, 1957. – С.72-73.
Кроме всего прочего, жених к свадьбе готовит несколько
баранов, муку и некоторые другие необходимые продукты. В назначенный срок все
эти продукты обычно дают цирюльникам и еще кому-нибудь, а те несут их в дом
девушки.
В провинции Пактия в период
между помолвкой и свадьбой сторона жениха также готовит калым и перед свадебным
пиром отправляет в дом девушки хворост, угощение и деньги. Автор добавляет к
этому, что раньше жених заботился о дровах для свадьбы, которые он отправлял
вместе со свертком с гостинцами для тещи. Но теперь вместо свертка жених
отправляет платок и то не во всех районах Пактии.
Когда жених все приготовил к свадьбе, он посылает в
дом тестя свою сестру, мать или другую родственницу с нарядом для невесты,
фруктами и другими вещами. Отправка их считается началом свадьбы и с этого
момента начинаются дни веселья. Автор данной главы, кроме того, отмечает такой
интересный обычай: когда группа людей, доставляющая в дом невесты необходимые
для свадьбы продукты и материи, прибывает туда, то по обычаю тесть и теща
кидают в них камни или комья земли, а невеста бросает яйцо. Затем пришедших
усаживают на кошмы или подушки, а женщины этого дома сшивают их края. Девушки в
это время поют особые, хвалебные песни.
Автор статьи, посвященной Кандагару,
засвидетельствовал, что перед свадьбой, т.е. до пятницы, когда обычно играют
свадьбу (например, в среду) из дома жениха для невесты приносят хну. Ее приносят в сухом виде или в широкой плоской
посуде, украшенной веточками с бумажными цветами.
Иногда вместе с этим красочно украшают белую овечку - ана бакарай. В ухо ей вдевают
серьгу; на шею вешают ожерелье; по обеим сторонам морды
наклеивают позолоченные блестки и другие подобные украшения, а на хвост
привязывают кисточки. Поднос с хной и овечку в дом невесты обычно приносят
два-три человека из дома жениха и в тот же вечер устраивают большое
празднество, на которое приглашают всех родственниц дома. Поднос с хной и
овечку украшают маленькими свечками и разноцветными бумажными цветами.
Кто-нибудь из женщин затем обносит поднос на голове между другими, с тем чтобы все женщины и девушки могли до него дотронуться. В
этот вечер овечку в сопровождении трех женщин отправляют в дом близких
родственников невесты и показывают мужчинам и женщинам, причем каждый мужчина
должен бросить на поднос сколько-нибудь денег.
Далее автор пишет, что в проведении свадьбы сторона
жениха может или оплачивать, или не оплачивать расходы. В том случае, если она
их оплачивает, тесть заявляет жениху, что он намерен провести свадьбу
пороскошней и определяет количество гостей (мужчин и женщин) со
своей стороны. Жених старается пригласить еще большее их количество со своей
стороны и хлопочет, чтобы всем гостям на пире хватило угощения. Еду готовят в
доме невесты, а семья жениха доставляет туда рис, мясо и другие продукты (14).
Комментарии
(14) Много
сходств с пуштунами в предсвадебных хлопотах имеется у
белуджей. В период между помолвкой и свадьбой
«невеста с помощью матери, близких родственниц и соседок шьет и вышивает
свадебную одежду жениху и себе, вышивает жениху пояс и платок, вместе с
сестрами и подружками вышивает 15-20 носовых платков в качестве подарков
родственникам и важным гостям на свадьбе. Мать ее с помощью близких родственниц
готовит приданое для дочери, в которое входит целый ряд предметов, без которых
обойтись нельзя: паласы, узорчатые кошмы, ковровые перекидные сумки, два
матраца, подушки, два одеяла и другие необходимые в хозяйстве предметы. Занята
приготовлениями к свадьбе и сторона жениха. Пригоняют из стада овец,
предназначенных на убой в день свадьбы, закупают муку, конфеты, сахар – все,
нужное для свадебного торжества. Одной из важных забот является заготовка
топлива – дров для очага, т.е. для варки мяса и сухой колючки для печей.
Заготовкой топлива занят сам жених, которому помогают товарищи». -См.: Э.Г.Гафферберг, 1969.
–С.180-182.
У курдов отец, брат или какой-нибудь родственник
жениха с помощью носильщиков несут в дом невесты мешок, полный конфет, сластей,
нескольких рулонов ситца, шелка и парчи, нескольких пар обуви.
Когда сласти прибывают в дом невесты, мать ее выбирает
ткани, после чего каждому из гостей дают по тарелке из принесенного мешка со
сластями. – См.: И.А.Смирнова, 1969. – С.22.
Аналогично афганскому этот
обычай проводится у таджиков долины Панджир. По
данным М.С.Андреева, в предсвадебный период «их больше всего волнует вопрос о
вене, который переносили в дом невесты... Он включал в себя скот, зерно, муку,
ружья, несколько отрезов тканей. Перед выступлением поезда с калымом читали
короткую молитву и производили два выстрела. Впереди мужчины гнали скот, позади следовали женщины, несущие материи. При приближении к
дому невесты снова давали два выстрела, после чего выходили женщины и бросали
на входящую в ворота скотину жареные в масле кусочки теста. Население
рассматривало этот обычай как приветствие приводимому скоту и приносимой
одежде. Пришедшим с калымом предлагалось угощение». -См.:
М.С.Андреев, 1926. – С.42-43.
Угощение по поводу поступления продуктов для свадьбы и
подарков невесте устраивали и в Ходженте. Привозившие
свадебный груз люди тщательно готовились, всех
участников нарядно одевали, шествие сопровождалось музыкой. Х.Г.Ишанкулов
описывает также такой обычай, что молодежь загораживала им путь, натягивая
поперек улицы аркан, и не открывала до тех пор, пока не получала
соответствующих подарков. Загородившим дорогу дарили
барана, а молодежи квартала – еще и рис, лепешки, сладости. – См.: Х.Г.Ишанкулов, 1972. – С.54-56.
В Ягнобе, как сообщает Е.М.Пещерева, готовясь к свадьбе, в доме жениха и в доме
невесты даже делали ремонт и уборку. «Отец или старший брат жениха отправлялись
на базар за материей, рисом. Мололи муку из того количества зерна, которое было
определено в вено. В доме жениха приготовляли для невесты бусы, для постели –
кошму, подушки и одеяло. Невеста, кроме своих личных вещей (бусы, куклы),
никакого имущества в дом мужа не привозила, даже ее девичье платье оставалось в
доме отца, а в дом мужа она являлась в платье из той материи, которую давала
сторона жениха в вено». – См.: Е.М.Пещерева, 1976. –
С.42-44.