Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Раскрой
тканей и шитье одежды
А.А. АРСЛАНОВА
В предсвадебный подготовительный период, после того
как в дом невесты уже доставили отрезы тканей, стараются сразу же быстро их
раскроить.
Н.А.Кисляков относительно одежды в своей статье
замечает только, что «отец невесты у афганцев шьет для жениха по крайней мере
два комплекта одежды, а родители жениха – столько же платьев для невесты» .
Рассмотрим сведения пуштунского
источника. Автор главы, посвященой свадебным обычаям
в Пактии, пишет, что жених присылает невесте или
готовую одежду, или различные отрезы ткани. По прибытии их мать невесты, сестры
и другие родственницы и соседки собираются и сразу же кроят и шьют платья.
Шитье одежды продолжается два-три дня.
Автор этой главы также отмечает, что
раньше в Пактии платье для невесты шили из
хлопчатобумажной ткани или из шелковой, но в настоящее время платье обычно шьют
из шелковой ткани шумаруз, из вышитой ткани – джулэй, или из ткани в полоску - алачá.
На голову невесты повязывают платок желтого или зеленого цвета из хлопка или
шелка, смотря по достатку семьи.
Автор подчеркивает, что ответственность за платье невесты лежит на стороне
жениха, а за остальное ее убранство – на плечах родителей невесты.
Другой автор, рассматривающий свадебные обычаи в Газни, свидетельствует, что для невесты шьют не одно, а
сразу несколько платьев. Они должны быть сшиты такой длины, чтобы были закрыты
икры ее ног. На грудь платья спускается шелковый воротник. Под искусно вышитым
нагрудником - греван - шелковый вышитый пояс. По краю
подола платья, на концах рукавов и воротника имеется точно такая же вышивка.
Для того чтобы платье расширялось книзу, в бока юбки вставляют треугольные
клинья из той же ткани. На поясе юбки делается частая сборка. Для кормления
ребенка предусмотрительно делают разрезы на груди.
Кроме всего прочего, на нагрудник платья в качестве
украшений пришивают монетки.
Остальные авторы источника, к сожалению, не описывают
одежду невесты в других областях Афганистана, что не дает возможности провести
какие-либо аналогии (15).
1 НА.Кисляков, 1957.–С.72.
Комментарии
(15) Для сравнения обратимся к белуджам.
У них «за несколько дней до свадьбы, после прибытия в дом невесты продуктов к
свадьбе и тканей для платья невесты, происходит праздник, называемый арусе пуча, что значит «одежда невесты». ...Праздник
включает угощение, показ содержимого узла. Невеста сама с помощью родственниц
шьет и вышивает свадебную одежду, которая состоит из тех же предметов,
что и обычная одежда, но новых сшитых из дорогих
материалов». – См.: Э.Г.Гафферберг, 1969.–С.178-179.
Аналогично происходит шитье одежды для невесты у
курдов. На подбор одежды и угощение сладостями приглашаются родственницы,
соседки и подруги. За ними приносят несколько рулонов ситца, шелка и парчи,
несколько пар обуви. Мать невесты выбирает ткани, которые сразу же начинают
раскраивать и шить платье. - См.: И.А.Смирнова, 1968. -С.227-229.
В Иране среди кашкайских
племен, населяющих долину на берегу р.Бармакзаль,
занимающихся земледелием и скотоводством и сохранивших родоплеменное деление,
одежду для невесты шьют как обычную, но украшают богаче и красивее. Одежда эта
состоит из таких предметов, как: шапочка красного цвета, с нашитыми вокруг
монетами, платок (обычно белого или красного цвета), передник из простого
материала или из белой парчи, архалук из красного бархата. На невесту надевают
6 юбок, верхняя из которых белого цвета. На голову
особым способом повязывают красный или белый платок, к которому у горла
подвешивают на счастье гвоздику (пряность), серебряную монету и прикалывают
булавку. Жених в дом невесты доставляет юбки, три платья, носки, обувь, нижнее
белье, два платка, архалук и сладости.
М.С.Андреев также отметил в долине Панджшир,
что собравшиеся там женщины и девушки так же сразу принимаются шить невесте
платья из принесенного материала. Участницам предлагается угощение. – См.:
М.С.Андреев, 1927. – С.43.
В Хуфе, в отличие от обычая
пуштунов, платья для невесты шились как из тканей, присланных предварительно
женихом, так и из материала из дома невесты. – См.: М.С.Андреев, 1953. – С.
130.
У таджиков Ягноба и Ходжента право первого раскроя ткани принадлежало женщине
многодетной, богатой, всеми почитаемой, живущей только в первом браке. Она
брала на руку ткань и желала жениху и невесте быть счастливыми, многодетными и
богатыми. – См.: Е.М.Пещерева, 1976. – С.45; Х.Г.Ишанкулов, 1972. – С.57.
Описывая свадебную одежду таджиков верховьев
Зеравшана, А.К.Писарчик добавляет, что «в центральных
кишлаках во время брачного обряда – никоh – невесту одевали преимущественно во все белое.
Платье шилось туникообразным покроем с расширенным
фасоном ворота. Свадебные платья обязательно делались очень длинными – до
щиколоток, с длинными же и широкими рукавами, закрывающими руки. В старину
подол платья невесты в течение первых 40 дней не подшивался, чтобы не помешать
ее благополучию и многодетности. Считалось, что особенной «благодатью» обладали
платья, передающиеся по наследству от матерей дочерям». – См.: А.К.Писарчик, Н.Н.Ершов. Материальная культура таджиков
верховьев Зеравшана. – Душанбе, 1973. – С.264-265.
Обрядовой одежде новобрачной, таким образом, придавали
большое ритуальное значение; она должна была способствовать обеспечению молодым
многодетности и счастливой семейной жизни.