Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Подготовка невесты к свадьбе
А.А. АРСЛАНОВА
Непосредственно перед свадьбой в доме невесты
принимают необходимые меры по украшению невесты. Этим занимаются обычно почти
все женщины дома.
Как отмечает Экбал Али Шах,
«наведение красоты невесте представляет собой весьма неприятный для нее
процесс. Несколько женщин массируют ей лицо, моют и умащивают маслом и
благовониями волосы. Наиболее тяжелой частью туалета является обычай «тар заддани» – удаление с лица лишних волос. Его совершают
любопытным способом. Одна из женщин подносит к коже лица тонкую шелковую нитку,
а вторая женщина резким вращательным движением указательного и большого пальцев
вырывает нитку и затем отпускает, удаляя волос. Положение нитки меняется после
каждого приема. Это очень болезненная операция, но ее совершают над всеми
женщинами, несмотря на то имеют ли они дефекты на лице
или нет. Затем лицо моют теплой водой без мыла и тщательно пудрят» .
Обратившись к описанию пуштунского
источника, мы увидим, что, как например, пишет автор главы о свадьбе в
Кандагаре, свадебных хлопот и приготовлений в доме невесты бывает несколько
больше, чем в доме жениха. С раннего утра в день свадьбы здесь начинаются
волнения по одеванию и украшению невесты. Сторона жениха обязана позаботиться о
расходах. В день свадьбы в дом невесты через какую-нибудь женщину от матери
жениха отправляют деньги (от 20 до 200 рупий) и некоторое количество яиц для
мытья невесты в бане. В этот же день до наступления полудня невеста в
сопровождении сверстниц и подруг отправляется в баню. Автор замечает, что
иногда баню даже полностью снимают для того, чтобы только они одни могли
пользоваться ею в этот день. После мытья в бане невеста возвращается домой, где
ее начинают наряжать и украшать опытные, специально назначенные для этого
женщины. Церемония мытья и одевания невесты заканчивается до полудня.
Затем в доме принимаются за уборку комнат, домашней
утвари и выполняют другие подобные подготовительные мероприятия.
Остальные авторы источника не приводят сведений о
посещении невестой бани2.
Автор главы, посвященной свадебным обычаям в провинции
Пактия, пишет, что косы невесты расплетают и моют
волосы ее мать или другая родственница. Но перед тем обычно размачивают хну,
которую затем накладывают на голову невесты. Хну, кроме того, делят пригоршнями
между женщинами дома невесты и всей деревни.
После мытья волос невесты для жениха устраивают
угощение.
Весь этот день невеста сидит тихонько в укромном месте
с закрытым лицом, ни с кем не разговаривая (16).
1 Ikbal Ali Shah. - Pp.59-60. 2 По всей вероятности, бани
существуют не во всех деревнях, и невесты моются просто у себя дома.
Комментарии
(16) Подготовка невесты к свадьбе у пуштунов
напоминает соответствующие обычаи у белуджей. У них
невеста также моется, причем голову ей моют кислым молоком... «Утром в день
свадьбы невесте удаляют с лица все волосы при помощи нитки, а волосы на теле
она сама вырывает ногтями. Девушки-подружки красят ей хной кисти рук сверху и с
тыльной стороны и все пальцы, а также ступни и пальцы ног. Невеста весь день
сидит под пологом и ни с кем не разговаривает». – См.: Э.Г.Гафферберг,
1969. –С.184.
Обычай окрашивания хной характерен также для курдов. В
этот день у них невеста приглашает всех своих подруг. Женщины под пение и бубен
певицы пляшут, а после долгих развлечений около полуночи мажут себе хной руки,
ноги и волосы. На следующий день идут в снятую женихом баню и там моют невесту,
очищают ей голову от хны. Мытье в бане продолжается не больше двух часов.
Расходы на баню, хну и кушанья полностью оплачивает жених. – См.: И.А.Смирнова,
1968. – С.231-232.
Сходный обычай мытья невесты в бане и окрашивания хной
отметила в Иране (Тегеран и Исфаган) М.С.Марр. Там «за день до свадьбы девушка отправляется в
баню. Из дома жениха посылают к и с э (рукавицы из желтой йездской ткани), хну, мыло, деньги на баню. Девушка
идет в баню в сопровождении нескольких женщин своей и жениховой стороны... В
этот день в баню посторонних не пускают... В бане все накладывают хну на ногти,
а иногда и на кончики пальцев, а также на волосы. У невесты, кроме того,
снимают волосы с лица с помощью нитки, - лицо от этого становится белое, - и
вырывают волосы со всего тела». – См.: С.М.Марр,
1930. – С.200.
В отличие от пуштунов в Иране женщины проводят в бане
добрую половину дня. Туда приглашаются танцовщицы, приносят шербет, фрукты,
сласти... По выходе из бани невесту осыпают конфетами и монетами. -См.: Р.А.Галунов, 1930. – С. 192.
Намного проще происходил этот обычай в Хуфе. Здесь «предварительно девушка моется со своей
подругой в каком-нибудь уединенном уголке, обмывая свое тело. После этого она
приходит в дом и здесь в присутствии собравшихся женщин приступает к мытью
головы и дальнейшему причесыванию и одеванию. Это делается рано утром, до
прибытия жениха. Голову моет невеста сама горячей водой и черным мылом... Песен
при этом не поют». – См.: М.С.Андреев, 1953. – С.158.
В Ходженте также не
проводилось специального посещения невестой бани. «Здесь невесты мылись дома,
заплетали косы, мазали брови усьмой, сурмили ресницы и т.д..., красили
руки и ноги хной». – См.: Х.Г.Ишангулов, 1972. –
С.59.