Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Причесывание невесты
А.А. АРСЛАНОВА
Обычай причесывания невесты довольно подробно
рассматривает афганский источник.
В Кандагаре, например, в тот же день к исходу
полуденного намаза в дом невесты начинают сходиться женщины, большинство из
которых составляют родственницы девушки. Они заполняют двор дома, который по
этому случаю особо тщательно убран и украшен. Женщины обмениваются шутками,
веселятся. Через некоторое время во двор выводят невесту и сажают посередине. В
это время она уже наряжена и украшена. Женщины окружают ее и начинают заплетать
ей косы по-новому. Автор замечает, что существует много способов заплетания кос невесты. Обычно волосы делят пробором на три
части. Те волосы, что остаются по обеим сторонам лица, заплетают в косички.
Волосы челки и на висках тоже делят на пучки и заплетают. Иногда челку делают
густой, величиной с ладонь, в нижнем конце имеющей закругленную форму. Она
занимает три четверти лба невесты и называется бурийá.
Волосы, оставленные на равном расстоянии с обеих сторон не заплетенными,
убирают за уши и завязывают на затылке крепким узлом.
Иногда делают челку бандакáй,
которая по способу причесывания похожа на челку бурийá,
но немного отличается по величине на 3-4 см.
Во время заплетания кос
невесте обычно бьют бубны и поют особую песню, которая называется здесь бабулала. В ней упоминают невесту и ее близких
родственников, например, брата. Так, когда делают пробор, к ее брату обращаются
с такими словами:
«Братец, приди, дай ей дорогу, Если не найдешь дорогу,
усыпанную золотом, Где хочешь найди ее»1.
1 Букв.: «хоть на рогах газели».
Когда они поют эту песню, невеста должна сильно
печалиться и плакать, закрыв лицо белым платком. Этот особый плач невесты
называется индикáй. В Кандагаре люди всегда
осуждают и упрекают ту невесту, которая не плачет во время заплетания
кос. Считается, что невеста обязательно должна плакать.
Сходно описывает указанную церемонию автор главы,
посвященной свадебным обычаям в Пактии, где для
причесывания невесты к ней в дом приходят родственницы и женщины деревни и
садятся во дворе. Мать и сестры девушки выводят ее из дома и усаживают перед
женщинами. Тут невеста закрывает лицо и начинает плакать. Плач этот бывает
настолько душераздирающим и горестным, что никто вокруг не может удержаться от
слез. Плачут и мать, и отец, сестры и остальные родственники.
Ровесницы невесты, плача, бьют в бубны и, обращаясь к
невесте, к деверю, тестю, с грустью поют примерно такие песни:
«Этот твой черный локон не сломан гребнем. Наша (такая-то) принесена в жертву купцу».
Родственники невесты тоже поют ей:
«Сейчас настало время разрушить твою прическу. За это
надо бы (даже) зарезать (такого-то)».
Женщины со стороны жениха в этот момент стараются
перебить их и поют свою песню. Например, они поют так:
«Невеста наша, держись: крепко держи свой лоб. Истекло
время твоей (старой) девичьей прически. Теперь у тебя будет другая прическа».
В Пактии принято, чтобы
невесту причесывала специальная женщина-парикмахер, которая за свою работу
получает ее девичью одежду.
Но если такой женщины нет, то вокруг невесты садятся
пришедшие для этого женщины. Они делят между собой работу, например, одна
делает пробор, другая – локоны, а третьи – заплетают косички.
Али Мухаммад Собман по поводу прически невесты заметил, что обычно в деревне
челку отрезали только девочкам. Но когда собирались играть свадьбу, челку
отращивали и заплетали вместе с другими волосами. Если женщина отрезала челку
после свадьбы, то могла этим принести несчастья женщинам дома. Поэтому ей
говорили: «Сестричка! Ты уже не
девушка, а женщина. Раньше ты носила челку, теперь же
заплетай ее с другими волосами».
«Высок твой белый лоб. Черная челка на нем – ноша».
Когда с прической было покончено, женщины снимали с
невесты прежнюю девичью одежду и облачали в новое платье, полагающееся по
обычаю.
Невеста в это время должна была голосить и плакать, а
родственники старались подбодрить ее и пели песню, например:
«Сними белые шаровары, о, сестра! Теперь настала
очередь для красных, Остальные девушки спокойны, сестра, А тебе надо спешить».
Собман отметил, что девочки и девушки в деревнях носят белые
шаровары. Когда они выходят замуж, то надевают цветные. Если замужняя женщина
наденет белые шаровары, считается, что на нее падут беды. Дабы этого не
произошло, она должна сказать: «Я замужем, а сделала дурное дело – надела девичьи шаровары. Да не будет бед в
этом доме!».
Затем мать и сестры невесты приносят разные украшения
и надевают их на нее.
По завершении этого ритуала всех женщин угощают, и те
объясняют невесте, как она должна вести себя при проведении того или иного
обряда; как она должна закрывать лицо по пактийскому
обычаю.
Когда девушка научится всему этому, сверстницы, мать,
сестры заваривают в блюде хну, и сначала невеста, а за ней все остальные красят
себе руки. В окрашивании хной рук принимают участие женщины
как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Но, указывает автор, женщины
могут красить руки по желанию, а для невесты – это
обязательно.
Таким образом, на окрашивании рук невесты хной,
происходящем в предсвадебную ночь, завершаются в Пактии
подготовительные мероприятия к свадьбе.
В отличие от вышеприведенных данных, в Газни женщины собираются в доме невесты для того, чтобы
причесать ее наутро после свадебной ночи. Несколько пожилых женщин, опытных и
многодетных, расплетают ее девичьи косы, моют волосы и тело. Затем снова
причесывают, но уже по-другому. Для того чтобы сделать невесте пробор,
специально приглашают духовное лицо, например, деревенского муллу. В руку ему
дают золотую или серебряную монету, которой он и делит
волосы невесты на две части – от
лба до макушки. Соблюдение этого ритуала считается счастливым
предзнаменованием.
Только после этого женщины приступают к заплетанию кос и делают прическу, которую обычно здесь
делают невестам. В отличие от причесок девушек делают особые челку и локоны – золфи. Волосы по сторонам лица заплетают в косы, вплетая в
них украшения.
Женщинам, заплетавшим волосы невесты, в качестве
вознаграждения за труды дают деньги.
Автор, кроме того, отмечает, что при заплетании кос, невеста плачет по-особому. Так пуштунки плачут только тогда, когда становятся невестами.
Но способ этого плача они усваивают заранее, еще в девичестве. Плача, они
издают такие характерные звуки, что те, кто их слышит, обязательно плачут и
жалеют девушку. Пуштунская пословица по этому поводу
гласит: «Если у меня во второй раз будет свадьба, то я уже хорошо буду знать,
как надо плакать».
Перед уходом в свой новый дом невеста, уже одетая и
причесанная, отправляется в какой-нибудь зийарат,
наиболее известный своей святостью и испрашивает благословения и счастья в
семейной жизни у всевышнего и святого духа (17).
Комментарии
(17) Аналогично пуштунам Афганистана у белуджей после того, как невеста вымоется, «ее причесывают
на пробор, заплетая волосы на множество мелких косичек. По бокам подрезают
пряди волос, которые укладывают в виде волнистой линии (двумя фестонами),
прилепляя к щекам. Раньше надо лбом подрезали еще челку..., которую расчесывали
в виде двух расходящихся в стороны концов. Эту прическу замужняя женщина носила
уже всегда, тщательно следя за тем, чтобы они [волосы -А.А.]
были хорошо уложены». – См.: Э.Г.Гафферберг, 1969. –
С.184.
Много сходств с прической пуштунских невест можно найти в прическе невест Дехбарма (Иран). Девушки там делят волосы впереди пробором
на две части. Те волосы, что остались сзади, делят на пучки и заплетают. Когда
девушка становится невестой, волосы по обе стороны лица укорачивают и делают
локоны, т.н. зульфы. Они свисают по щекам, платком из не закрывают. В косы вплетают красивые нити или ленты,
которые между собой связывают. Кроме того, волосы невесты украшают бисером.
Волосы на висках укорачивают и завивают в виде
спирали, прилепляя их к щекам, также и в Иранском Хорасане. Волосы челки тоже
подвивают. Остальные волосы собирают и со спины заплетают во множество косичек.
После этого невесту пудрят, щеки румянят, соединяют брови черной линией. Брови
подкрашивают басмой, а глаза сурьмой. На лоб невесты приклеивают блестки в виде
звезд и полумесяцев.
У афганских таджиков, заметил М.С.Андреев, «невеста с
утра в день свадьбы моет себе голову, после чего ее девичьи волосы, носившиеся
до этого в две косы... заплетают в одну. Характерным
признаком невесты является также то, что она спускает себе по обе стороны с
висков локоны «зульф», который остается потом на
месяц или на два в первое время ее замужества». – См.: М.С.Андреева, 1926.
– С.47.
В отличие от этого Е.М.Пещерева
засвидетельствовала у таджиков Ягноба, что невестам
«плели волосы в обычную девичью прическу в четыре косы: две ниже висков и две
сзади. В косы вплетали белую вату». -См.: Е.М.Пещерева, 1976. – С.45.
То же самое наблюдала А.Н.Писарчик
у таджиков верховьев Зеравшана, где концы кос у невесты оставляли распущенными,
иногда вплетали в них вату. – См.: А.К.Писарчик,
1973. – С.265.
В Хуфе невесте заплетают две
косы и к каждой косе приплетают по длинной искусственной косе, почти доходящей
до пят, сплетенной из овечьей шерсти, окрашенной в красный цвет. – См.:
М.С.Андреев, 1953. -С.158.