Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Свадебный поезд
А.А. АРСЛАНОВА
По обычаю, распространенному у многих народов, в день
свадьбы из дома жениха в дом невесты отправляется группа родственников - так
называемый свадебный поезд - с целью привести невесту в дом жениха.
Поезд этот, как пишет Экбал
Али Шах, «возглавляет группа барабанщиков и трубачей, затем идет свекор и
другие старшие члены семьи жениха. Процессию завершает молодежь, стреляющая из
ружей. Свадебный поезд состоит только из мужчин. Выбирают обычно сам1ю
длинную дорогу и во время шествия молятся, произнося хвалу Аллаху» .
Н.А.Кисляков в своей статье относительно свадебного
поезда сообщает, что «...все поезжане наряжаются в свое лучшее платье. Родня невесты
в день свадьбы собирается у невесты, родня жениха идет туда же. Недалеко от
дома невесты ее встречает с песнями группа женщин. На свадьбе принято бить в
барабан. Обычно устраиваются скачки, джигитовка, стрельба в мишень, борьба,
пляски»2.
В разрез вышеприведенным данным идут сведения автора
главы о свадьбе в Кандагаре пуштунского источника,
который пишет, что свадебный поезд состоит исключительно из женщин, число
которых может
быть различным в зависимости от тех или иных
обстоятельств. Когда поезд движется и подходит к дому жениха, две-три женщины
из числа поезжанок бьют в бубны и поют специально сочиненную для этого случая
песню, в которой они упоминают имя жениха и всячески расхваливают его
достоинства. Автор приводит следующие слова из этой песни:
«Два дня – это
дни радости, - Один, когда сын родится, второй, когда
он приводит невесту. О, сестрица! Бог – для
всех Бог. Почетное место невесты (такого-то)–джан – в доме у
(такого-то). Господь смотрит за нами.
Головной убор (такого-то)-джан – крылья серебряной птицы.
Деверь твой – (такой-то)-джан, называй его ага-гол .
Невеста не плачет, а жалуется. (Такой-то)-джан уступает ее просьбе, сажает
на носилки».
В городе невестин поезд отправляется обычно после
полудня. Иногда, указывает автор, если поезд большой, то достигает дома невесты
уже только к заходу солнца.
Во главе всей процессии одна из самых достойных и
уважаемых женщин несет на голове поднос, на котором уложены наряд и убранство невесты,
то есть все вещи и украшения, заготовленные для нее стороной жениха.
Завидев приближающийся к дому невесты поезд, люди,
специально назначенные на это, затягивают песню, громко выкрикивая имя жениха,
дабы оно стало известно всей округе. В этот момент возле дома жениха так громко
бьют в барабаны, чтобы на улице и в доме, где живет невеста, уже знали, что
поезд приближается. Сами поезжанки, кроме того, своими песнями и шумом дают
знать о себе. Но когда поезд подходит к дому невесты, устанавливается полная
тишина и спокойствие. Неся впереди поднос с нарядом невесты, гости входят во
двор дома. Невеста в это время в окружении женщин стоит на краю крыши дома. В
одной руке она держит на уровне лба обнаженный меч, с насаженной на конец большой луковицей. В другой руке она держит яйцо.
По указанию стоящих рядом с ней женщин невеста взмахом меча бросает в
собравшихся во дворе поезжанок луковицу. Другой рукой она одновременно бросает
в них яйцо.
Ага – букв.: «господин»; гол – «цветок».
Выполнив этот обряд, невеста спускается с крыши и
садится на специально приготовленное для нее в центре двора место - тахт. Глаза ее при этом должны быть опущены, а на лицо
накинуто покрывало.
Далее автор замечает, что если обычай заплетания невесте кос проводили после прибытия поезда, то
обычай с мечом, луковицей и яйцом не соблюдали.
Автор главы, посвященной Газни,
пишет, что за невестой отправляются отдельно два поезда: мужской и женский. В
день свадьбы все мужчины дома жениха, надев свои самые лучшие праздничные
одежды, собираются вместе, приводят цирюльников и бреются. Это сопровождается
шумом бубнов, песнями и танцами. Затем поезд отправляется в дом невесты, причем
те, у кого есть лошадь, едут верхом. Подъехав к дому невесты, обычно стреляют
из ружья, предупреждая о своем приближении.
В другом поезде, состоящем из женщин, также поют
песни, танцуют и бьют в бубны. Прибывшему женскому поезду в доме невесты
предоставляют специальное место. Участники мужского поезда танцуют перед
жителями всей деревни до тех пор, пока невесту не посадят на лошадь и не
повезут в дом жениха.
В момент, когда женский поезд въезжает в деревню,
невеста в сопровождении родственниц и подруг взбирается на крышу дома. Там они
стоят группой, и девушки поют невесте песни. Последняя держит над головой
обнаженный меч, на конец которого насажена туфля.
Невеста держит его до тех пор, пока поезжане не войдут в дом. Когда они входят
в дом, женщины, стоящие на крыше с невестой, поют песни, в которых обращаются к
ним с шутливыми упреками. Например, говорят: «Только одна голова да один хвост
(барана), только четыре лепешки. Зачем вы сюда пришли?». Этими словами они
упрекают гостей за то, что те принесли мало баранов и муки для пира.
Поезжанки не остаются в доме и отвечают им такими же
шутливыми словами. Обмен шутками между женщинами продолжается до конца веселья
и прерывается танцами и песнями. При этом обе группы женщин смешиваются, что
придает их собранию еще больше теплоты и веселья. Затем опять происходит обмен
веселыми стихами и упреками.
Далее автор пишет, что, когда мужской поезд подходит к
деревне невесты, навстречу ему выходят парни и преграждают путь, не пропуская в
деревню. За то, чтобы их пропустили, поезжане должны дать им или деньги, или
барана. Поэтому они заранее предусмотрительно берут их с собой. Если поезжане
не дают выкуп добром, парни имеют право отнять его силой, и это никем не
осуждается.
Парни могут затеять драку, что приводит иногда даже к
увечьям. Но после небольшой потасовки обязательно подходят старики и наводят мир и спокойствие. Поезжане, в конце концов, дают
парням деньги или барана, свободно входят в деревню и идут в дом невесты.
Автор отмечает также, что в Мукуре
и Катвазе раньше бытовал обычай, когда парни
заворачивали в бумажные трубочки ружейный порох и, преградив дорогу свадебному
поезду, зажигали их с одного конца. Но, к счастью, пишет автор, этот опасный
обычай ныне запрещен властями1.
Довольно непоследовательно описывает прибытие
свадебного поезда в дом невесты автор главы, посвященной обычаям в провинции Пактия. Из его описания все же становится ясно, что здесь
также в день свадьбы (при калымном браке) для увоза невесты в дом жениха
прибывает свадебный поезд. Иногда его прибытие сопровождается стрельбой из
ружей и барабанным боем.
Одни участники поезда танцуют, другие поют, а третьи поддерживают
их игрой в бубны и выкриками: «Хо-хо!» Эти танцы, песни и музыка начинаются
очень тихо, постепенно нарастая при приближении к дому невесты настолько, чтобы
уже никто не мог их не услышать и спутать с каким-нибудь другим шумом. Отовсюду
на него сбегаются люди, чтобы посмотреть на это радостное и впечатляющее
зрелище.
Женщины смотрят, сидя на крышах домов, покрытые
красивыми красными и зелеными покрывалами. Навстречу поезду выходит отец
невесты или другой ее родственник и отводит на специально предназначенное для
танцев и стрельбы место.
С приходом поезда обычно начинают украшать невесту.
Вместе с ней к отъезду готовится ее мать или другая близкая женщина.
О соблюдении обычая "невеста с
мечом" мы в данной главе сведений не обнаружили, но о существовании
подобного обычая в Пактии можно, по всей видимости,
судить из слов автора о том, что прежде тесть и теща жениха по прибытии
свадебного поезда бросали в его сторону камни или комья земли, а невеста
бросала яйцо или что-нибудь в этом роде (18).
Собман в своей книге писал, что женщины и девушки в
провинции Пактия выходили из дома жениха в нарядных
одеждах. Иногда они вешали на шею монисто – псол.
Наполнив фруктами большую доску для раскатывания теста – кундрáй
и подносы, они весело выходили из дома, чтобы идти за невестой. В пути они били
в бубны и пели песни, которые помогали сократить путь.
«На вершине горы – месяц, дал бы он света. Наш На'им-джан
– хороший стрелок – привезет возлюбленную. На вершине горы – месяц, дал бы он
света.
Наш Абд ал-Рахим
хорошо танцует – привезет возлюбленную».
1 ПД. –
С.112..
Когда они входили в дом невесты, то после небольшой
задержки и приветствий снова пели:
«Введи меня! Мой висок, мое сердце плачут о тебе.
Приди, любимая; приди, любимая. Ты – сама красота. Приди, любимая; приди,
любимая. Такой любви я еще не видела. Плача идешь, плача приходишь. Черные
глаза нежны. Плача идешь, плача приходишь. Эти растерянные глаза – черная
кровь. Такой любви я еще не видела».
После этой пели другие песни:
«К Кураму толпой пришли
мусульмане.
Мы им отдаем богатство.
Все девушки смеются,
Мы им отдаем богатство.
Зачем отрываем часть своего сердца?
Отдаем свое богатство».
«В доме происходит грабеж.
Был бы бисерный дождь.
Не смотрю в твое лицо.
Был бы бисерный дождь.
Твой гаргэл1
ослепляет меня блеском.
В доме моем грабеж».
Затем женщинам по обычаю давали еду и чай. Когда
наступала полночь, мать невесты и близкие родственники с тяжелым сердцем и
грустью говорили гостям: «Какая мертвая ночь! Ведь это день свадьбы!
Поднимайтесь со своих мест, вставайте в круг и танцуйте». Чтобы не обидеть
родственников невесты, все поднимались и начинали танцевать. Невеста танцевала
и пела при этом:
«Зачем звон от меня? Потому что тутовник унесли на
базар».
1 Гаргул – серебряное украшение в виде цветка, носимое в
левой ноздре.
Некоторые родственники ей пели:
«Схвачу тебя за подол, желтый цветок. Мать, не теряй
свою дочь – желтый цветок».
Сидящие подружки подбадривали невесту:
«Дорогая! У тебя на подоле огонь. У тебя такой круглый
подол! Про подол твоей рубахи цирюльники играют музыку. Как
будто огонь на твоем подоле!»...
Так проходила эта ночь. Наутро невеста в сопровождении
подруг и родственников жениха уезжала в его дом. При этом она сильно плакала и
несколько раз возвращалась к своему дому. Обычно невесту везли в паланкине,
который несли на плечах деревенские парни. Предварительно на место невесты
сажали красивого маленького мальчика, дабы Всевышний
дал ей сыновей. Вместе с невестой везли все те вещи, которые приготовили ее
родители для самостоятельной семейной жизни, например, одеяла, тюфяки, тазы,
пиалы, чайники, сундуки, подушки, даже очаг и другие вещи. Кроме того, свекру и
свекрови посылали подарки. В дороге женщины снова пели:
«Ты идешь с таким большим поездом. Нашему Хаким-хану скажи: «Салам». На голову накинь красное
покрывало. Пусть нашу невесту уважают. Хаким-хан
пусть будет твоим слугой».
Родственницы невесты тоже пели:
«Под ее ногами – птицы. Невеста быстро собралась. Она
– наше богатство. На голове ее – шаль из шерсти лачай
».
1 Лачай – порода собак с редкой шерстью.
Родственницы жениха громко пели, обращаясь к нему:
«Она приехала на север, прошла все высоты. Мы привезли
невесту, голос ее долетает до Кабула.
Мы привезли невесту, подобную бубенчику.
Выходи, Яр Мухаммад!
Посмотри на невесту!
Мы привезли невесту, лицо ее закрыто красной шалью.
Ее лицо как виноград.
Выходи к ней, Дин Мухаммад!
Она – как гранат!».
Подруги невесты декламировали следующие стихи:
«Невестушка выходит замуж – По белому лицу ее катятся
слезы. Нет такой белой как она. Будь всегда как снег
на вершинах гор. Невестушка выходит замуж. По белому лицу катятся слезы. Наше
богатство потеряно».
Комментарии
(18) Этот обычай, нам кажется, можно рассматривать как
оригинальный, присущий исключительно афганцам – пуштунам, поскольку сведений о
нем в других источниках о свадьбе у иранских народов мы не встретили.
У белуджей, как у афганцев,
в дом невесты со стороны жениха отправляется свадебный поезд. «Он обычно
отправляется во второй половине дня, часов в 5-6. Мужчины и женщины идут
отдельно... Впереди группы женщин идут одна или две женщины и бьют в бубны; все
женщины громко поют, как и выходящая им навстречу из дома невесты группа
женщин, также идущая с бубном. Встречающие смешиваются с
вновь прибывшими, здороваются, целуются и медленно идут к дому, продолжая
играть на бубнах и петь... Подъезжая к поселку, мужчины выстрелами из
охотничьих ружей возвещают о своем прибытии. Мужчин встречают мужчины и
обязательно барабанщик, которому идущий впереди группы мужчин дает деньги.
Иногда и женщины дают деньги барабанщику...
Как мужчины, так и женщины рассаживаются на специально приготовленных на площадке перед домом кошмах и
паласах». – См.: Э.Г.Гафферберг, 1969.– С. 182-183.
У курдов свадебный поезд отправляется в дом невесты
после церемонии окрашивания хной. Вечером нарядно одетые гости идут в дом
жениха. Оттуда в сопровождении группы зурнистов, барабанщиков и родственников
жениха идут, чтобы привезти невесту. Во время процессии группа юношей и
джигитов впереди под звуки барабана и звуки зурны метают копья и джигитуют. Те,
у кого есть ружья, стреляют из них в воздух. – См.: И.А.Смирнова, 1968. –
С.236.
М.С.Андреев относительно поезда у афганских таджиков
сообщает, что «за невестой вместе с поездом отправлялся сам жених. Поезд
трогался обычно около 4-5 часов вечера... Движение не сопровождалось пением
песен, как это делается в других местах, но зато забавлялись игрой с козлом «быз-каши» и стреляли из ружей». – См.: М.С.Андреев, 1926.
-с.46-47.
Аналогичный обычай описывает Н.А.Кисляков у таджиков
горных районов. Кроме того, у них при приближении поезда жениха к дому невесты
«дорогу ему преграждала ватага молодых людей-родственников, соседей или
односельчан невесты. Жених должен откупиться». – См.: Н.А.Кисляков, 1959. – С.
100-101.
В Ягнобе в этом случае жених
дает в качестве выкупа платок или кусок ситца; случается, что жених долго
упирается, преградившие ему путь тащат его назад и разрывают на нем в клочья
халат. Как только он
бросает выкуп, его оставляют в покое и начинается
свалка из-за выкупа. -См.: Е.М.Пещерева,
1976. – С.44.
(19) В отличие от пуштунов, у белуджей
непосредственно перед свадьбой и одеванием жениха происходит церемония бритья
головы. Она происходит в доме жениха перед отправлением в дом невесты и
является
одним из важных моментов свадьбы. Бритье головы
сопровождается стрельбой из ружей и пением песен.
Затем, свидетельствует Э.Г.Гафферберг,
начинается одевание жениха. «Одевают почетные лица, не обязательно пожилые...,
но имеющие вес в белуджском обществе. При одевании
один человек держит узел, второй берет предметы одежды один за другим,
поднимает каждый высоко над головой, чтобы все видели
и одевает на жениха, громко выкрикивая: «Одеваем рубаху!»
или «Одеваем шальвары!» и т.д. Каждое такое сообщение сопровождается выстрелами
из ружей и дождем конфет и мелких денег, которыми осыпают жениха и которые
разбрасывают вокруг родственники. Жених ничего сам не надевает, все надевают на
него его помощники...
Поют частушки, в которых поздравляют и прославляют
жениха и желают ему счастья». – См.: Э.Г.Гафферберг, 1969. – С.190-191.
Обряд бритья головы и одевание жениха также существует
у таджиков Панджшира, где его устраивают накануне
перед свадьбой до наступления вечера. Жених одевается во все новое, а свои
старые одежды отдает цирюльнику. – См.:
М.С.Андреев, 1926. – С.43.
Тот же самый обычай описывает Р.А.Галунов в Иране, где
жених идет в баню в день свадьбы и туда приносят на подносе полный костюм для
жениха до белья, шапки и ботинок включительно. –
См.: Р.А.Галунов, 1930. – С.192.
Аналогичный обычай, кроме того, описывает Н.А.Кисляков
для таджиков равнины, Е.М.Пещерева для Ягноба, Ф.Л.Люшкевич для Бухары,
М.С.Андреев для Хуфа и некоторые другие
исследователи.
(20) Много сходств в обычаях,
связанных с увозом молодой в дом мужа, с пуштунами, имеется в обычаях у курдов. У них «в комнату, где находится невеста, идет брат
жениха или его близкий друг. При виде его невеста встает, а тот после
приветствия с большим почетом берется за край ее фаты, отстраняет ее с лица и
целует невесту в лоб... Затем он вынимает из кармана большой платок, обматывает
им талию невесты, связывает оба конца и снова опускает фату. После этого он
выходит из комнаты. Если дом жениха близко, то невесту ведут под руки две
женщины..., мужчины и молодые парни идут на расстоянии пятидесяти шагов впереди
невесты, а группа женщин следует за невестой. Мать и родственники невесты
провожают ее до ворот двора и около ворот целуют ее и прощаются с ней.
Если дом жениха находится далеко, невеста и небольшая
группа из родственниц садятся верхом на лошадей. Группа барабанщиков и
зурнистов, певцов и юношей под более быструю мелодию, с джигитовкой привозят
невесту в дом жениха». – См.:
И.А.Смирнова, 1968. – С.237-238.
В Панджшире, по наблюдениям
М.С.Андреева, к выводу невесты приступают по заключении брачного обряда. Когда
за ней приходят, она отказывается встать, пока ей что-нибудь не подарят. Только
после этого,
скрытая под покрывалом, она выводится из дома, причем
за правую руку ее держит отец жениха, а за левую ее собственный отец. Молодую
сажают на лошадь, которую ведет за повод отец жениха. Отец девушки, посадив
дочь, тотчас возвращается к себе. - См.: М.С.Андреев, 1926. – С.48.
Тот же самый обычай наблюдала Е.М.Пещерева
в Ягнобе, где невесту выводили ее отец и
родственница, держа за руки. Если невесту в дом жениха отвозили на лошади, то
на лошадь в седло садился ее дядя по матери или брат, а ее сажали сзади на круп
лошади. Когда невеста очень молоденькая, то ее иногда несли на спине, и все
провожали ее до конца кишлака. – См.: Е.М.Пещерева,
1976. – С.49.