Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Угощение на свадьбе
А.А. АРСЛАНОВА
Как мы уже выше упоминали, свадьба у пуштунов длится
три дня. Все это время, насколько позволяет финансовое состояние семей жениха и
невесты, гостей стараются угостить получше и не
ударить в грязь лицом.
Каждое угощение, как пишет Экбал
Али Шах, «состоит на свадьбе по крайней мере из 8-9
различных блюд. Все они разложены перед гостями, и каждому позволено начинать с
того, что он хочет; он может, если захочет, начать даже со сладостей. Меню
включает следующие блюда: 1. нан – хлеб; 2. шорбá – мясной соус; З.курмá
– жареные в масле мясо с луком и приправами; 4. кофтá
– жареные в масле шарики из рубленого мяса; 5. шами кабáб - плоские лепешки, заправленные имбирем и
мятой; 6. бирйани палау– отваренный и выпаренный рис; 7. зардá
– отваренный сладкий рис, окрашенный шафраном или с добавлением миндаля; 8. фирини– рисовый пудинг (сладость);
9. магпýт– сладкое желе,
приправленное розовой водой и шафраном;
10. шир мáл–
круглые подсоленные плоские лепешки» .
Попытаемся теперь проследить порядок проведения
свадебного угощения на основе данных пуштунского
источника. Другие источники об этом умалчивают.
По свидетельству автора главы о кандагарской свадьбе,
угощение подают сначала женщинам-участницам свадебного поезда. Поэтому
поезжанки должны прийти вовремя, чтобы еще до наступления вечера им
могли подать еду. Гостьи, закончив трапезу, в тот же
вечер уходят в дом жениха, и в доме невесты остаются только 2-3 родственницы.
1 Ikbal Ali Shah, 1928. - Pp.60-61.
Потом женщины, раздающие гостям угощение, из всего
приготовленного мяса специально для невесты выбирают бараньи мозги и подают из
рук в руки, приговаривая: «Мозг на этом блюде» и ставят его на отдельный дастархáн
невесты .
Автор объясняет этот обычай следующим образом: «Мозги
в еде невесты на свадебном пире являются как бы приметой, предзнаменованием и
пожеланием того, что невеста в своей будущей семейной жизни будет чтить ум и
волю своего мужа, гордиться им, а также свекром и свекровью; что ее честь и
достоинство в новом доме будут высокими; что она будет вести себя разумно и
смиренно, и никогда не будет перечить свекру со свекровью и другим, равным им»
(19)2.
Мужчинам угощение подают уже после того, как поедят
женщины.
Далее автор пишет, что после угощения гостей (вновь)
приступают к заключению мусульманского брачного договора – никах .
После прочтения молитвы, отмечает автор, всем
собравшимся раздают сладости, а тем, кто читал молитву и заключал брачный
договор, родители жениха преподносят в пакете деньги. Кроме того, мулле и его
ученикам дают подарки.
В провинции Пактия свадебное
угощение носит название хвара, что обозначает блюдо
из риса и мяса, а также лепешки, которые на свадьбе подают поезжанам,
родственникам, односельчанам и тестю с тещей. Автор пишет, что при калымной
свадьбе проведение этого праздника – дело обязательное для стороны жениха. До
этого он не может назвать невесту своей женой. В Пактии
угощение готовит цирюльник. В то время, когда он готовит еду, родственники
жениха поют шутливые песни отцу невесты, ее братьям и другим родственникам,
как, например:
«Какой шум от приготовления плова! Пусть (такой-то)
ест – ведь у него желудок большой».
Приготовив хвара, цирюльник
с разрешения хозяина или самого жениха приглашает гостей на пир. Автор
замечает, между прочим, что прежде приготовление хвара и приглашение на него гостей было
обязанностью только (одного) цирюльника. Но теперь в
его приготовлении участвуют специальные повара и все желающие.
1 Дастархан – скатерть с едой и угощением.
2 Здесь
все же непонятно, почему столь высокие предзнаменования ассоциируются именное
бараньими мозгами.
3 По-видимому, это второй, заключительный и
основной этап заключения брака. Ранее мы отмечали, что первая его часть
происходила на собрании сразу после сговора сторон об обручении в доме невесты.
Как сообщил нам информант - пуштун Лал Мухаммад
(житель Кабула) - эта первая часть никаха происходит
обычно символически, с песнями и шутками.
Если свадьба очень шумная и многолюдная, хозяин,
прежде всего, должен угощать участников поезда, причем по обычаю он усаживает
сначала чужих, а потом уже родственников.
Когда угощение приготовлено и ковры постелены, хозяин
приглашает гостей и усаживает поезжан группами на специальное место. Если на
ковре не хватает места для всех, он, дабы не допустить тесноты и беспорядка,
сразу объявляет: «Хватит!».
Для усаженной группы подают сначала лепешки, похлебку,
а потом мясо. Если угощение сварено из риса, то сначала подают блюдо,
наполненное рисом, потом – похлебку и воду. Хозяин внимательно следит за тем,
чтобы никто не остался голодным: подкладывает всем еще мяса, хлеба, риса и
похлебку.
Несколько иначе дело обстоит в Газни.
Здесь, когда приходит свадебный поезд, невеста уходит из своего дома и живет
это время у одного из своих близких родственников, например, у какá или мамá. Там
специально в ее честь устраивают угощение. На следующий день она возвращается к
себе домой, где происходит вторая часть заключения брака - никах и угощение по этому поводу (20).
Комментарии
(19) Несколько
иной обычай, связаный с мозгом, существует также в
Хорасане. «Выходя из комнаты, родственники и друзья жениха стараются украдкой
взять какой-нибудь из предметов, стоящих на столе. Относят его в дом жениха и
говорят: «Мы украли ум (мозг) невесты». Это делается для того, чтобы всю жизнь
воля и ум невесты были в руках ее мужа. Разумеется, родственники
и подруги невесты в это время строго следят за тем, чтобы никто со стороны
жениха не спрятал бы ничего в карман или под чадру».
(20) Белуджи, так же как афганцы, относятся с большой
ответственностью к проведению свадебного угощения. Как пишет Э.Г.Гафферберг, «родные жениха не спят всю ночь. Мужчины с
вечера распределяют обязанности: кто будет резать и
свежевать овец, готовить угощение, кто будет ведать посудой, расстилать
скатерти, приносить и раскладывать лаваш, кипятить и подавать чай, разносить
чашки с едой и т.д. Всем этим руководит старший распорядитель на свадьбе,
называемый арос вавонд- «хозяин свадьбы». Им
является отец жениха или старший из мужчин в данной группе близких
родственников. Среди женщин также распоряжается... опытная старшая женщина,
называемая в этом случае мазанин дженин- «старшая женщина».
Женщины из родни невесты также не ложатся всю ночь. Как только заканчиваются заботы по угощению гостей, приехавших в канун свадьбы, т.е.
заботы, которые лежат на семье невесты, принимаются за дело они. До самой зари
месят и раскатывают тесто, еще до рассвета растапливают печь и принимаются за
печение лепешек. В течение всего дня возле печей непрерывно растут горы
лепешек, которые столь же непрерывно большими партиями уносят молодые мужчины,
прислуживающие гостям». – См.: Э.Г.Гафферберг, 1969.
– С. 184-185.
То же самое наблюдаем среди таджиков Язгулема, где, по данным Н.А.Кислякова, «по прибытии
свадебного поезда обе стороны угощаются, прислуживают родственники и
родственницы невесты. Сначала подают дастархан со
сластями и фруктами, чай. Затем приносят различные блюда... В большинстве
случаев все эти блюда приготовляли из продуктов, присланных отцом жениха,
расходы на угощение несут обе стороны». – См.: Н.А.Кисляков, 1969. – С.102-103.