Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Обычаи, связанные с ритуальным одеванием жениха
А.А. АРСЛАНОВА
Подробно описывает предметы свадебной одежды жениха на
свадьбе Экбал Али Шах. Он пишет следующее: «Одежда
афганского жениха неяркая. Она включает белый или сизо-серый шелковый тюрбан,
украшенный в конце несколькими вертикальными золотыми полосами. Жених надевает
широкий халат - джуббá, подобный тем, которые
носят арабские шейхи. Он сшит из черного бархата или саржи. На обшлагах и
предплечьях рукавов имеется золотое шитье, спина тоже вышита. Часто их вышивают
красным или голубым шелком. Вокруг талии повязывают
пояс - камар бáнд, в
который вставляют кривой кинжал. Жених надевает также мешковатые шаровары с
множеством складок. Туфли его весьма живописны: передняя часть их изогнута и
суживается к концу»1.
Обычаи, связанные с одеванием жениха, описывает автор
главы о свадьбе в Кандагаре. Исходя из его описания, можно заключить, что
жениха там одевают на собрании по случаю второй части заключения брака никах. Сюда
доставляют большой поднос со сладостями, на котором сверху лежит завязанный в узел наряд жениха. Обычно
его готовит сторона невесты.
1 Ikbal Ali Shah, 1928. - Pp.69-70.
Одевание жениха происходит символически. Жених,
поддерживаемый под руку своим старшим братом или кем-то из других
родственников, сидит на особом возвышении -тахт и принимает от муллы
сверток с одеждой. Затем с благословения муллы сверстники жениха, его друзья,
родственники и знакомые поверх старой одежды надевают на него предметы
свадебного наряда, каждого из которых мулла предварительно касается своей
рукой. По окончании этой церемонии мулла собственноручно оборачивает на голове
жениха 2-3 раза чалму, которую тот затем повязывает уже сам.
Потом жених обувается и по указанию дружек тотчас же
целует руки сначала у муллы, потом у тестя, а уже затем у своего отца или
опекуна. Выполнив этот обычай, жених опять садится на прежнее место. В этот
момент один из его дружек берет с подноса сладости и сыплет ему на голову.
Этому придают большое значение все собравшиеся, особенно мальчики и юноши,
которые тут же бросаются их собирать, дарить друг другу и передавать из рук в
руки всем присутствующим. Делается это потому, что в осыпании жениха сладостями
есть особая примета: каждому, кто попробует этих сладостей, всевышний также
дарует счастье жениться (21).
Комментарии
(21)
Относительно ритуального значения домашнего очага А.З.Розенфельд пишет,
что «среди некоторых сохранившихся до наших дней воззрений обращают на себя
внимание пережитки, связанные с почитанием огня, и в частности, домашнего
очага. Очаг обогревает дом, служит для приготовления пищи, выпечки хлеба и т.д.
Пережитки почитания огня сохранились и в свадебных обрядах. Когда новобрачную
уводят из дома отца в дом мужа, перед уходом она берет из очага горсть золы и
бросает себе за голенище сапога, потом рукой дотрагивается до лангара, проводит благоговейно по лицу и целует руку. Перед
приходом невесты в дом жениха здесь кто-либо из женщин ставит на лангар
благовоние». – См.: А.З.Розенфельд. Материалы по языку и этнографии припамирских таджиков // Страны и народы Востока. -Вып. XVI. Памир. – М., 1975. – С.214.