Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Обычаи, связанные с началом жизни невестки в новом доме
А.А. АРСЛАНОВА
Как пишет Экбал Али Шах, «у
молодых нет отдельного дома. Пищу готовят в одной кухне на всю семью свекра.
Правда, для молодых имеются отдельные комнаты. Во время еды невестка должна
присутствовать за общим столом и становится членом семьи.
Через некоторое время она приступает к выполнению
домашних обязанностей в новом доме»1.
По описанию автора о кандагарской свадьбе афганского
источника, наутро после третьей свадебной ночи для женщин со стороны невесты
устраивают общее чаепитие –каймагчай2, во
время которого на их обозрение выносят приданое невесты – калáнг,
принесенное женщинами из дома невесты, то есть одежду, украшения и другие
мелочи. Кроме того, приносят такие вещи, как например,
мебель, ковры, посуду, скатерти, постельное белье и т.д. Женщина из
родни невесты показывает
всем женщинам то, что лежит на подносе. Принято, чтобы
женщины при этом говорили: «Да будет благополучен ваш процветающий дом!»
1 Ikbal Ali Shah, 1928. - P.70.
2 Каймагчай - чай со сливками, представляющий один из
свадебных обрядов.
После внимательного осмотра всего приданого женщины
расходятся по домам, а с невестой остаются только 2-3 близкие родственницы и
живут с ней около десяти дней.
Через десять-пятнадцать дней, когда невеста приступает
к выполнению домашних обязанностей, инги и другие
женщины дома подводят ее к мешку с мукой, и она до того не касавшимися здесь
работы руками берет несколько горстей муки и кладет в чашку. Обычай этот
символизирует, что отныне молодая не будет сторониться никакой работы в доме
мужа.
В момент совершения невесткой этого обряда женщины
читают молитвы за ее благополучие и счастье. Из муки замешивают тесто, пекут
лепешки м а л и д б и
разносят в соседние дома в знак того, что невестка уже подходила к мешку с
мукой и стала своей в доме. Принимая их, в каждом доме говорят: «Да пошлет ей
Аллах счастья и благополучия!»
В новом доме по обычаю невестка должна по особому
называть всех родственников мужа - от мала до велика.
Например, если свекор старый, она называет его ага гол баба1, если
пожилой -хаджи
ага2 или лой ага3,
а если молодой - ага джан4.
Свекровь в разном возрасте она тоже называет
по-разному. Если старая – биби аде5 ,
пожилая – биби джана или бебо джана6, а молодая
– биби бебо. Старшую сестру
мужа невестка называет биби гула7,
бебо гула или герана биби8;
младшую сестру – кучнай биби9;хайэста биби10;
деверей – геран ага, ага джан, ага мир11,хйал вэр12.
Обо всех этих именах невестка узнает на маджлисе, где ей называют и представляют всех родственников
мужа. Сестры жениха также придумывают для нее имя.
После обычая наречения имен невестка уже считается
полноправным членом дома, но она постоянно должна избегать общения с мужчинами
и при встрече закрывать от них свое
лицо.
1 Ага –
букв, «господин»; баба – «отец» (обращение).
2 Хаджи– мусульманин, совершивший паломничество в Мекку.
3 Лой ага - букв,
«старший брат».
4 Джан-
букв, «дорогой».
5 Биби – «госпожа»; аде- «матушка».
6 Бебо – «матушка» (обращение к матери или старушке).
Автор главы, повествующей о свадебных обычаях в
провинции Пактия, останавливается на обычае раздачи
приданого. Он пишет, что приданое включает в себя сшитые и вышитые невесткой
рукава, шапки, воротники, нагрудники, безрукавки. В Пактии
принято, чтобы невестка на следующий день после открывания лица раздавала эти
вещи в доме своего мужа. Таким образом, открывание лица показывает ее красоту,
а приданое демонстрирует трудолюбие и искусность в шитье. Непосредственно
раздачей приданого занимается инга и старшая женщина
дома. Они раздают приданое как подарки. Принято еще так, что невестка сама
раздает что-нибудь из приданого во время открывания лица (25).
Али Мухаммад Собман писал, что невеста в Пактии
7 дней ничего не делала в доме мужа, только по утрам вместе с другими женщинами
набирала воду в кувшин. Все это время ей запрещали готовить пищу, шить и
убираться в доме. В это время она со всеми знакомилась. Считалось, что если
невестку до окончания этих семи дней заставить работать, то этому дому в
будущем мог быть нанесен ущерб, а свекру и свекрови могли достаться большие
огорчения. Но если в какой-либо семье, например, нет женщин, которые могли бы
выполнять работу по дому, то ее делала невестка. В Пактии
имеется обычай, когда вместе с невестой в дом свекра едет ее мать или сестра,
которая живет вместе с ней и выполняет за нее домашнюю работу.
На этом, собственно, и заканчиваются все свадебные
церемонии. Нам остается только остановиться еще на обычаях, сопровождающих
посещение молодоженами родителей новобрачной, причем некоторое время она живет
в их доме.
Комментарии
(23) Много сходств в указанных обычаях пуштунов
обнаруживается с курдами. У них первые 3-4 дня после свадьбы сторона невесты
посылает в дом жениха несколько видов вкусной пищи. Это делается потому, что
невеста еще не привыкла в новом доме. В первые 3 дня
после свадьбы мать и родственники невесты пересматривают ее приданое, дают
носильщикам, и они несут его в дом жениха, где после чаепития и отдыха
начинаются пляски и веселье. После этого на обозрение гостям выносят приданое,
вещи пересчитывают, поднимают и громко называют их. Предметы рукоделия и ткани
делятся между родственницами и родственниками мужа, после чего все расходятся.
Сразу после этого дня матерью и родственниками жениха определяются обязанности
и положение невесты в этом доме, и на шею невесты ложатся тяжелые обязанности
по хозяйству и домоводству. – См.: И.А.Смирнова, 1968. -С.243-244.
У таджиков долины Панджшир «по прошествии семи дней свекровь печет хлебные лепешки
«нон-и оруси» - «хлеб
невесты» в ознаменование того, что невеста вышла из своего затворничества и
смешалась с прочими женщинами дома в их обычной жизни. Хлебы эти выносятся и раздаются подходящим соседям».
– См.: М.С.Андреев, 1926. – С.50.
Обычай приобщения молодой к домашнему хозяйству
отмечают также некоторые другие исследователи, например Н.А.Кисляков – для
таджиков горных районов (1959, с. 119);
Е.М.Пещерева – для Ягноба
(С.51); М.С.Андреев – для Хуфа (С. 176) и др.