Наше ателье в Казани осуществляет пошив вечерних и свадебных платьев.
Обычай «возвращение домой», связанный с посещением молодой дома своих родителей
А.А. АРСЛАНОВА
Экбал Али Шах по этому поводу приводит следующие данные:
«Даже по прошествии двух-трех месяцев (после свадьбы)
невестке не разрешают посетить свою мать. Последняя должна ее пригласить и
только тогда молодой женщине позволяют погостить в родном доме»1.
Н.А.Кисляков пишет, что новобрачная возвращается в дом
отца через две недели после свадьбы, и уезжающей вместе с ней инге жених дарит покрывало2.
В отличие от приведенных сведений пуштунский
источник сообщает, что молодые оба посещают дом родителей невестки, но по
отдельности. Сначала по
истечении 10-15 дней
после свадьбы тесть
приглашает к себе зятя и его близких родственников и
готовит им большое угощение, которое является как бы мерой уважения к зятю и
любви родителей невесты к своей дочери. Затем зять долго почтительно беседует
со своей тещей, хвалит ее угощение (иногда даже сознательно преувеличивает,
чтобы ей угодить); говорит ей о своей признательности и благодарности. Часть
угощения отправляют невестке.
Обычай, когда невестка впервые после свадьбы идет в
дом отца, в Кандагаре называется гэрзавэл –
"возвращение". Оно происходит иногда через 2-3, иногда через 3-4 месяца после свадьбы. С невесткой приглашают
еще несколько женщин из дома зятя. Для невестки возвращение в родной дом –
великая радость, ведь во время разлуки она считала долгие дни и ночи в ожидании
этого дня. Она обязательно приносит подарки родным.
В первый же вечер по ее возвращении устраивают пир.
Невестка живет в доме родителей 15-20 дней, после чего из дома мужа за ней
присылают людей.
В провинции Пактия
возвращение невестки в родной дом называется сарвóр.
Иногда она отправляется туда пешком, иногда на коне или верблюде и берет с
собой мясо, фрукты. В доме родителей она живет около 20 дней, после чего
извещает свекра о своем намерении вернуться обратно к мужу. Родители также не отпускают
ее с пустыми руками и дают фрукты, наряд или покрывало и ванэц1.
В Газни этот обычай тоже
носит название сарвóр. Здесь родители
присылают дочери приглашение через некоторое время после свадьбы. Собираясь в
родной дом, она режет барана, готовит блюдо йахни2
и берет с собой фрукты, которые раздает дома. Некоторое время она живет в доме
отца, а когда собирается в обратный путь, родственники дарят ей одежду.
Ванэц в Газни дарят женщине после
рождения ею первого сына. Таким образом, пишет автор, на этом заканчивается
цепь свадебных обычаев (26).
1 Ванэц– помощь коровой, телкой,
козой и т.д., оказываемая в первые годы молодой ее родственниками.
2 Иахни – блюдо из холодного мяса.
Комментарии
(24) Аналогично данным, приведенным в пуштунском источнике, у кочевых ираноязычных
народностей джемшидов и хазара молодожены вместе отправлялись по приглашению
отца новобрачной. – См.: Э.Г. Гафферберг, 1969 – С.82-101.
По сообщению М.С. Андреева, у таджиков Панджшира также «молодая посещает своих
родителей вместе с мужем приблизительно через месяц после свадьбы. Это посещение
называется «шосалом» -приветствие жениха. С молодой идут несколько женщин».
– См.: М.С. Андреев, 1926. – С.51.
Тот же автор наблюдал этот обычай в Хуфе (1953. – С.177); Х.Г. Ишанкулов –
в Ходженте (1972. – С. 102); Е.М. Пещерева – в Ягнобе (С.55) и др.