Мы готовы сшить для вас вечернее и свадебное платье.
Выполняем заказы и для других регионов.
Русские свадебные песни
Старинные русские свадебные песни разнообразны. Они исполняются в разные моменты свадебного празднества.
Перед свадьбой девушка собирает у себя подруг на девичник. На самой свадьбе
вначале девушка прощается с родными, затем одаривает новых родных подарками,
которые она приготовила своими руками: вышитыми полотенцами, вязаньем.
Жениху, невесте, свату, дружке и гостям поются величальные песни. На свадьбе
исполняются не только печальные песни о расставании девушки со своей семьей,
но и много веселых, шуточных песен.
При вечере, вечере
При вечере, вечере,
Ах, что при вечере, вечере,
Да при темных-то было сумеречках.
Прилетал да млад ясен сокол,
Прилетал да млад ясен сокол,
Да он садился на окошечко,
Да на серебряну причалинку,
Да на злаченую закраинку.
Как никто не видит сокола,
Да как никто не уприметит ясного.
Примечала ясна сокола
Да Устиньина-то матушка,
Говорила своей дочери:
- Ты, дитя ли мое милое,
Примечай-ка ясна сокола,
Ясна сокола залетного,
Доброго молодца заезжего.
- Государыня моя матушка,
Как у тя язык воротится,
Как уста да растворяются,
Зачастую вспоминаючи,
Мое сердце надрываючи.
Мне и так сердцу тошнехонько,
Ретивому обиднешенько.
У меня, у молодешеньки,
Резвы ноженьки подрезало,
Белы ручки опустилися,
Очи ясны помутилися,
Голова с плеч покатилася.
Песня рассказывает о просватании девушки.. Один из вариантов этой песни сохранился
и в записи А. С. Пушкина, который интересовался народными свадебными песнями.
Из-за лесу было темного
Из-за лесу было темного,
Из-за гор было высокиих,
Вылетало тут два стадица -
Одно стадо лебединое,
Друго стадицо гусиное.
Отставала же лебедушка
Прочь от стада лебединого,
Приставала же лебедушка
Ко гусиному ко стадицу.
Ее стали гуси щипати,
Лебедушка стала гаркати:
"Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетала,
Занесло меня погодою,
Что погодою, невзгодою".
Отставала красна девица
От девичья хороводчика,
Приставала красна девица
К молодичью хороводику.
Ее стали люди журити,
А Арина стала плакати:
"Не журите, люди добрые,
Не сама я к вам заехала,
Завезли меня добры кони,
Что добры кони Васильевы".
Песня исполняется на девичнике - на вечере, где девушка прощается с подругами
перед замужеством. Ее исполняли и за свадебным столом.
АХ, НЕ БЫЛО ВЕТРУ
Ах, не было ветру,
Да навеяло,
Ах, не было гостей,
Да приехали.
Ах, полон-то двор,
Ах, саней да коней.
Въехали
На широкий двор,
Вломилися
Во новы сени.
Ах, раздавили
Золотую чару,
Ах, выпускали
Соловья из саду.
Восплачется,
Растужится
Свет Арина-душа:
"Свет вы мои
Сени новые,
Свет ты моя
Золотая чара,
Свет ты мой
Соловей в саду,
Не по чему
Мне погулять будет,
Нечем мне
Подруг потчевати,
Некому меня
Разбудити будет".
Тешили ее
Трое тешильника,
Они-то ее
Не утешили.
Тешил ее
Свет Василий государь,
Тешил ее
Сын Иванович:
"Ах, ты не плачь,
Свет Аринушка,
Ах, ты не плачь,
Свет Ивановна:
Ах, сени новы
Переставить велю,
Золоту чару
Перелить велю,
Ах, вместо соловья
Тебя сам разбужу".
Песня поется в тот момент свадьбы, когда приезжает жених. Ее поют и на смотринах.
ВО СЫРОМ БОРУ СОСЕНКА
Во сыром бору сосенка
Зеленешенька срубленная,
Много, много на сосенке ветвей,
Много, много на кудрявой ветвей,
Вдвое, втрое отросточков.
Много, много у Арины подруг,
Много, много у Ивановны подруг,
Вдвое, втрое у Василья бояр,
Вдвое, втрое свет у Федорыча,
От переду сидят до дверей:
Впереди сидит большой барин
Да Василий свет Федорович.
Он об стол рукой постукивает,
Говорит, крепко наказывает,
Свет Аринушке приграживает:
- Ты, Арина, принимай дары,
Принимай дары великие:
Мому батюшке рубашечку,
Моей матушке рукавички,
Всему поезду по платёнчику.
- Не грози-ка, добрый молодец,
У меня дары готовые,
Перешиты, перекатаны,
Все в коробочку покладены,
Золотым замком запертые.
Песня рассказывает об обычае, по которому невеста одаривает присутствующих на
свадьбе гостей предметами своего рукоделья, чтобы они оценили ее трудолюбие.
По обычаю, гостей на свадьбе называют боярами, княгинями.
УЖ ВЫ, ГУСИ, ВЫ, ГУСИ
- Уж вы, гуси, вы, гуси,
Да калина, да малина 1,
Уж вы где, гуси, были,
Где, серы, спобывали,
Где ночесь ночевали?
- Ночевали мы, гуси,
У тестя во дворе,
У тещи в поле;
Видели диво,
Диво немало:
Девка по избе ходит,
У сердца ручки носит,
Слезно плачет, рыдает,
К ларцу припадает:
"Уж ты, ларчик, мой ларчик,
Золотое ковано,
Уж я год тебя шила,
Я другой вышивала,
Я третьёй нагнетала *.
Как пришло разоренье -
В один час разорила,
По платку раздарила.
Уж как свекру-то батьке
Сшила пестру рубашку,
А свекрови-то матке -
Полотняна рубашка;
Как деверьям-то братцам -
Еще по шитому платочку,
Как золовкам сестрицам -
По жемчужной повязке.
Им еще того мало,
Им еще недостало!"
Песня исполнялась за свадебным столом. Она рассказывает о трудолюбивой девушке,
которая задолго до свадьбы готовила свадебные подарки гостям.
1 Припев повторяется после каждого стиха.
Ларец нагнетала - собирала в ларец, складывала.
АХ, КУКУШЕЧКА КУКУЕТ
Ах, кукушечка кукует, кукует, кукует.
Я у матушки во терему горюю, горюю, горюю.
- Ой, матушка моя родная, бояре едут, бояре едут!
- Ах, дитятко мое милое, сиди, не бойся, сиди, не бойся.
- Ой, матушка моя родная, во двор въезжают!
- Ах, дитятко мое милое, сиди, не бойся.
- Ой, матушка моя родная, во избу входят!
- Ай, дитятко мое милое, вставай, прощайся.
В песне выразился страх невесты перед приездом в дом жениха и гостей.
АХ, ЖАРКО В ТЕРЕМЕ СВЕЧИ ГОРЯТ
Ах, жарко в тереме свечи горят.
Горят свечи воску ярого;
Ах, жалко плакала свет Хавроньюшка.
Унимал ее родной батюшка,
Уговаривала родна матушка:
- Не плачь, не плачь, мое дитятко!
Уж я тебя не в полон даю,
Не в полон даю, не полонить хочу;
Уж я тебя замуж отдаю,
За умного, за разумного,
За белого, за румяного,
Ведь я тебя не одну пущу,
Не одну пущу, поезжан* пошлю,
Поезжан пошлю, сваху снаряжу.
- Государыня моя матушка!
Я сама знаю, про то ведаю,
По домам гости все разъедутся,
И сватьюшки все разойдутся,
Одна я, младешенька, остануся
На чужой дальней на сторонушке,
У чужого отца, матери,
У чужого роду-племени.
Песня исполняется в начале свадьбы: девушка прощается с родной семьей перед
вступлением в новую семью - семью мужа.
Поезжане - гости на свадьбе, участники свадебного "поезда" - вереницы
экипажей, сопровождавших жениха и невесту
ТЫ, РЕКА ЛИ, МОЯ РЕЧЕНЬКА
- Ты, река ли, моя реченька,
Да ты, река ли светла, быстрая,
Да ты течешь да не сколыхнешься,
Да с бережками да не сровняешься,
Со желтым песком не смутишься.
Да ты, душа ли красна девица,
Да ты сидишь - да не усмехнешься,
Да говоришь речь - не улыбнешься.
- Да я чего буду смеятися,
Да чего я радоватися,
Да у нас полон двор коней стоит,
Да полна горенка гостей сидит,
В других спальнях дружных подруженек.
Все да гости у нас есть как есть,
Одних гостюшек нет как нет,
Да нету гостюшек любимых,
Да нет родителей родимых.
Сватать да меня есть кому,
Снарядить-то меня есть кому,
Благословить-то меня некому.
Всё чужи люди снаряжают,
Всё чужи люди благословляют,
Все соседи спорядовые.
Да близкой братец, красно солнышко,
Да ты сходи-ка во конюшенку,
Да приведи-ка да лучшего коня,
Да запряги-ка в новые саночки,
Да ты вези-ка ко божьей церкви,
Да повыстань в колоколенку,
Да ударь-ка трижды в колокол,
Да ты расступись-ка, мать сыра земля,
Да подымись-ка, гробова доска,
Да развернись, да тонки саваны,
Да вы повыстаньте, родители,
Да передайте мне прощеньице,
Да вы последнее благословеньице.
Песня исполнялась в том случае, если невеста была сиротой. Песня была записана
на севере Европейской России, в местах, которые издавна славились мастерскими
плачами-причитаниями.
МИМО ДВОРА, МИМО ИВАНОВА
Мимо двора, мимо Иванова,
Мимо широкого, мимо Осипычева
Тут и тек-то, протек медвяной ручей.
Как на ручьеньке бел-горюч камень,
Как на камешке част ракитов куст,
Как на кустике млад соловушка.
Он поет-то, поет песню жалобну,
Он назолу дает душе Аринушке,
Он большую-то дает душе Ивановне.
- Уж ты, кыш, полети ж, млад соловушка.
Ко тому ли двору ко Иванову,
Ко тому ли двору ко Осипычеву,
Ко тому ли терему ко тёщину,
Ко тому ли брану пологу невестину.
Ты буди-ка, буди душу Аринушку,
Ты буди-ка, буди душу Ивановну.
Уж и ей-то, душе, много надобно:
Уж ей свекра-то дарить со свекровушкой,
Ей и деверя дарить со золовушкой,
А и меня ли, добра молодца, со всем поездом.
А и свекра-то дарить стольным городом,
А свекровушку дарить лисьей шубою,
Деверя-то дарить добрым конем,
А золовушку дарить золотым венцом,
А меня ли, добра молодца, полотенчиком.
Песня поется от лица дружки - приглашенного женихом распорядителя на свадьбе,
организатора свадебного веселья. Дружка обычно перевязывал через плечо расшитое
полотенце.
Назола - забота, беспокойство.
АЙ ДА РЯБИНУШКА
Ай да рябинушка,
Ай да кудрявая,
Ай перепелочка -
Златые крылышки*
Не перелетывай
С моря на море,
Не переманивай
Ясного сокола.
Не перехаживай,
Марья Ивановна,
Из сеней в сени,
Не переманивай
Петра Матвеича.
Когда гости садятся за свадебный стол, исполняются величальные песни, в которых
поочередно обращаются к хозяевам и гостям. Данная песня поется невесте, песня
шутливого характера.
КАК В ДОЛУ-ТО БЕРЕЗОНЬКА
Как в долу-то березонька белехонька стоит,
А наша невеста белее ее,
Белее ее - снегу белого - лицо.
Шла наша невеста с высокого терема,
Несла она золоту чару вина,
Она чару расшибла, вино все пролила,
Все глядючи на него, на Ивана своего,
На Ивана своего, на кудерушки его:
"Видеть ли мне, кудерушки, вас у себя,
На правой на ручушке на золотом перстеньке?"
Песня - величальная невесте. Текст приводится в записи А. С. Пушкина.
ВЫ, ЦВЕТЫ ЛИ, НАШИ ЦВЕТИКИ
Вы, цветы ли, наши цветики,
Цветы да лазоревые,
Цветы алые, лазоревые,
Что вас было много сеяно,
А вас немножко уродилось?
А вы, души ли красны девушки,
Еще вас было много в тереме,
Вас немножко оставалося.
Не было ль у вас изменщицы,
Изменщицы-лицемерщицы?
Изменилася, влюбилася
А раздуша ли красна девушка,
Еще-то Анна Михайловна
Во прекрасна добра молодца
Афанасия Захаровича.
Песню поют невесте.
КАК У МЕСЯЦА
Как у месяца, как у красного
Золоты рога, золоты рога,
Как у солнышка лучи ясные.
Как у Лешеньки кудри русые,
В три ряда кудри завивалися,
Чистым жемчугом пересыпалися.
Завила кудри родна сестрица,
Под окошечком она сидючи,
На светел месяц она глядючи,
На часты звезды возираючи,
Со воды узор сонимаючи:
"Ты теки, вода, поскореючи,
Представляй узор помоднеючи".
Песня величальная, поют жениху.
А КТО У НАС УМЕН
А кто у нас умен, кто у нас разумен?
Розан мой, розан, виноград зеленый1.
Петра сударь умен, Лександрыч разумен,
По горнице ходит, манерно ступает,
Манерно ступает, сапог не ломает,
Сапог не ломает, чулок не марает.
В зеркальце глядится, сам себе дивится,
Сам себе дивится: хорош уродился,
Хорош уродился, пригож нарядился.
На коня садится, под ним конь веселится,
Он плеточкой машет, под ним конь-то пляшет.
К саду подъезжает - соловьи воспевают,
К терему подъезжает - девушки встречают.
Девушки встречают, за белы руки примают.
За белы руки примают, за дубовый стол сажают,
За дубовый стол сажают, вина наливают,
Вина наливают, Пётре свет подносят:
- Искушай-ка, Пётра, искушай, Лександрыч.
- Я не пью такого, вина зеленого,
Только пью медочку и то с холодочку.
1 Припев поется после каждой строки,
Песня величальная. Как и следующая, поется холостому гостю.
КАК ПО МОРЕЧКУ КОРАБЛИЧЕК ПЛЫВЕТ
Как по моречку корабличек плывет,
На корабличке немножко людей сидит,
По моему счету семь человек,
А восьмой-то, кашевар, кашу варит,
А девятый, водолей, воду льет,
А десятый - добрый молодец Иван
По корабличку похаживает,
Он каленую стрелу накладывает,
Каленой стреле он наказывает:
"Ты лети, моя каленая стрела,
Выше города стоячего,
Ниже облака ходячего.
Ты убей, убей, каленая стрела,
Серу утицу на желтом на песке,
Сиза селезня на Волге на реке,
Лебедь белую на синем на море,
Ясного сокола на перелете.
Красную девицу Марью Ивановну
Во высоком тереме.
Воротись, моя каленая стрела,
Позабыл тебе словечушко сказать:
Ты не бей, не бей, каленая стрела.
Серу утицу на желтом на песке,
Сера утица - есва * моя;
Сизый селезень гуляет хорошо,
Бела лебедь - забава моя,
Ясен сокол - утеха моя,
Красна девица - невеста моя".
В песне использован характерный для фольклора эпизод выбора невесты: молодец
запускает каленую стрелу,
Есва, ёства - еда.
НА ИВАНУШКЕ ЧАПАН*
На Иванушке чапан-
Черт по месяцу таскал.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
На Иване сапоги
- После деда сатаны.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
На Иване-то шапенка -
После малого чертенка.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
Иван во трактир ходил,
Судны, лавочки стирал.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
Судны, лавочки стирал,
Судомоечки сосал.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
Судомоечки сосал,
Сухи кости голодал.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
Сухи кости голодал,
По подлавочьям лазал.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
По подлавочьям лазал,
Сухи корочки сбирал.
Слышишь ли ты, Иванушка,
Веришь ли, легка ноженька?
Шуточная свадебная песня, записанная композитором М. Балакиревым. Поется дружке.
Чапан, или чепан,- крестьянская верхняя одежда.
СЕСТРА БРАТУ ЖАЛИЛАСЬ
Сестра брату жалилась,
Жалобилась и кланялась,
Сестра брату милому,
Брату милому, родимому:
- Ты ступай, сударь брателко,
По поветям * тесовым,
По мостам по калиновым,
По полам по дубовым,
Дойди, доступи, брателко,
До столов до дубовых,
Скатертей до берчатныих *,
До хлеба до ситного,
Пирогов до крупичатых,
До пива до пьяного,
До вина до зеленого.
Да бей челом, не кланяйся,
Да лукавому сватовцу,
Да лукавому, вилявому,
Еще змей семиглавому,
Семигла-семикостому,
Семико-семихвостому.
Он ходил да кулавился
Не путем, не дорогою,
Он тропами звериными,
Хоботами змеиными.
Он хвалил да нахваливал
Чужу дальнюю сторону,
Да злодейку незнакомую
Да чужа сына отецкого:
Много хлеба стоялого,
Много денег лежалых,
Да скота много рогатого,
Живота много, богачества,
Да чужая деревнюшка,
Чужо поле изнасеяно
Да горохом горожено,
Черносливом * поливано
Да камкой покрывано.
Не жила млада, споведала,
Все житье спроведала:
У чужа сына отецкого
Нету хлеба стоялого,
Нету денег лежалых,
Скота нету рогатого,
Живота нету, богачества,
Чужо поле не насеяно,
Да горем огорожено,
Да слезами поливано,
Да печалью покрывано,
Да кабы тебе, сватовец
Да за эту за выслугу
Привязалась вёшница *,
Тебе вёшница, икотница,
Тебе ровно на три года;
Да трясло бы тя, потрясывало,
Выше печи выбрасывало,
В потолок поколачивало;
На печи не согретися
Под семью тебе шубами,
Под восьмой одевальницей,
Под девятой поддевальницей.
Под десятым парусинничком;
Да скрозь печь провалитися,
Во щах заваритися;
За столами дубовыми
Нашим пивом залитися
Да вином захлебнутися,
Куском мяса подавитися.
Куском мяса подавитися,
Пирогом заколотися.
Да еще тебе не мало ли:
С нашей лестницы свалится,
Да рука, нога выставить *,
Голова тебе выломить.
Шуточная песня свату, которая обычно исполнялась за свадебным столом. Сват
обвиняется в лживом расхваливании жениха.
Поветь-помещение во дворе под навесом для хранения хозяйственного инвентаря.
Скатерть берчатная - узорчатая, браная (от слова "бердо" - гребень
ткацкого станка, с помощью которого нити переплетались в рисунок).
Чернослив - здесь: навоз.
Вёшница - болезнь.
Нога выставить - вывихнуть ногу ("нога" - здесь: древний винительный
падеж существительных женского рода).
А У СВАТА-СВОДНИКА
А у свата-сводника
Лихорадка с болестью,
Она с черной немочью,
На печи под шубою,
На дворе нагишкою,
По морозу босиком,
О Покрове нагишом!
Ему чирей в голову,
А другой - в бороду,
Третий - в ручушку,
Четвертый - в ноженьку!
У сватушки кудри
На четыре грани,
Его черти драли,
Шуты полыскали,
По кучам таскали,
Братом называли.
Ты, сватушка братец,
Дари, дари девок,
Дари, дари красных!
Станешь дарити -
Не станут корити.
БЕСТОЛКОВЫЙ СВАТУШКА
Бестолковый сватушка!
По невесту ехали,
В огород заехали,
Пива бочку пролили,
Всю капусту полили.
Верее * молилися:
"Верея, вереюшка!
Укажи дороженьку
По невесту ехати!"
Сватушка, догадайся!
За мошоночку принимайся!
В мошне денежки шевелятся,
Они к девушкам норовятся.
А копейка ребром становится,
Она к девушкам норовится!
Песни "Бестолковый сватушка" и "А у свата-сводника" - шуточные;
их поют свату. Девушки выпрашивают у свата подарки - выкуп за невесту, Песни
приводятся по записи А. С. Пушкина.
Песню "Бестолковый сватушка" Пушкин приводит в "Русалке",
в сцене свадьбы, лишь немного изменив ее текст.
Верея - столб, на который навешиваются створки ворот.
использован текст из книги "Старинные русские песни", Москва, 1959 г