Много обычаев связано с тем периодом, когда человек, достигая
определенного возраста, женится или выходит замуж. Здесь мы поведем
речь о сватанье невесты и свадьбе в среде слободских жителей.
Об обычаях сельских жителей мы расскажем немного позже. Итак,
женитьба протекает следующим образом. Молодой человек, у которого
появилось желание жениться, начинает заходить в мечеть на намаз.
Помню, когда я жил в медресе, мы с товарищами не раз предугадывали
близкую свадьбу, замечая, что такой-то парень зачастил в мечеть
на намаз. И действительно, через некоторое время мы узнавали о
его свадьбе. Есть среди женщин старушки-свахи. Они ходят по всем
домам и высматривают, у кого есть девушка на выданье или парень,
которому подошло время жениться. Узнав о желании юноши жениться,
сваха идет к родителям девушки, чтобы замолвить за него словцо,
и, если они согласны выдать дочь, сообщает об этом родителям юноши,
его родственникам или ему самому. После этого отец жениха направляет
в дом девушки сватов с просьбой отдать ее в жены сыну. Бывает
и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха,
которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь,
то не встретили бы отказа. Однако не всегда все складывается так
просто. Каждый слобожанин стремится выдать свою дочь за человека
покладистого, владеющего хорошим ремеслом. И если вернуться к
сказанному, то сватам приходится довольно долго улаживать дела
между двумя сторонами, добиваясь согласия родителей жениха и невесты,
и при этом не жалеть слов для восхваления достоинств молодых.
Наконец, договорившись о невесте и отдав часть ее приданого, преподносят
свату колак суюнчесе - подарок за радостную весть и подробно обговаривают
условия свадьбы. При этом решается: каков будет калым, каково
приданое девушки, какие подарки будут сделаны невесте со стороны
жениха и жениху со стороны невесты, кто из родственников обеих
сторон должен быть одарен подарками. Все это уточняется заранее.
Затем готовят небольшое застолье и принимают ижаби - согласие
вступающих в брак в присутствии имама. Это еще не празднование
никяха (мусульманский религиозный обряд бракосочетания. - ред.).
Торжество называют меджлисом ижаби, и оно всегда предшествует
меджлису никяха. Следующие несколько дней проходят в заботах по
приготовлению свадьбы. После того как все необходимое будет сделано,
за день до свадьбы рассылают гонцов с устным приглашением или
записками. Записка может быть отпечатана или написана от руки.
Содержание ее примерно таково: "Мы, такие-то, сыновья таких-то,
просим такого-то числа, в такой-то час пожаловать на меджлис никяха".
Мы уже говорили о принятии ижаби. Вот в чем заключается его суть:
имам, к примеру, спрашивает у отца девушки: "Ты, такой-то,
сын такого-то, отдал ли ты свою дочь в жены сыну такого-то?"
Отец отвечает: "Отдал". Тогда имам обращается к отцу
жениха: "Ты, такой-то, сын такого-то, взял ли за своего сына
дочь такого-то?" Тот говорит: "Взял". После этих
вопросов следует фатиха (благословение. - ред.). Смысл ее станет
понятным, когда речь пойдет о меджлисе никяха. После принятия
ижаби до свадьбы остаются считанные дни. А еще раньше в доме жениха
устраивается небольшой меджлис. На него приходят только женщины,
которые рассматривают подарки, предназначенные для невесты. Угощение
бывает очень щедрым. Каждая женщина приносит свой подарок или
деньги. Дарить начинают в тот момент, когда показывают платье
невесты. Кроме денег, дарят отрезы шелка, ситца и прочее. Итак,
после того как пройдут все названные меджлисы, начинается свадьба.
Свадьба
В день, когда должно состояться бракосочетание, в доме у невесты
начинается большой меджлис. Собственно, это и есть меджлис никяха,
и он устраивается обязательно в доме родителей девушки. Здесь же
происходит и обрядовое чтение никяха. В тот же день застолье организуется
и в доме жениха. Несколькими днями раньше из дома парня в дом девушки
переправляются подарки и собирается небольшой меджлис женщин. Женщины
обязательно должны присутствовать при этом. В тот день невесте в
счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое
зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько
платьев, шаль, дорогой калфак,
ичиги,
туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада,
белила - все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги
- причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта,
полпуда меда и полпуда масла. Больше или меньше - в зависимости
от размера меджлиса.
Все приглашенные на свадьбу собираются первоначально в доме жениха. При этом
не обходится без застолья. Для родственников жениха, которые присутствуют на
свадьбе в качестве сватов, накрывается отдельный стол. Далее все происходит
следующим образом. Когда закончится сбор гостей, а их бывает довольно много,
особенно на богатой свадьбе, от невесты высылают за сватами лошадей. Приехавших
встречают, потчуют угощением, затем читают молитву и все вместе отправляются
к невесте. Некоторые едут на своих лошадях. Даже на небольших свадьбах свадебный
поезд насчитывает десять-пятнадцать подвод. В доме невесты гостей встречают
у ворот и со словами: "Добро пожаловать, сваты!" - провожают в дом.
Усаживают сватов на самые лучшие из приготовленных мест. Когда все собравшиеся
разместятся за столами, читается молитва. На свадьбе у людей даже среднего достатка
накрывается десять-пятнадцать столов. Муллы и их жены усаживаются отдельно.
Рядом с муллой располагаются представитель жениха и главные сваты, то есть отцы
жениха и невесты. После молитвы мулла обращается к отцу невесты или человеку,
заменяющему его, и спрашивает, как зовут дочь, сколько ей лет, какой получен
выкуп и согласна ли она выйти замуж? Так полагается по шариату. При этом мулла
посылает отца невесты вместе с двумя свидетелями к дочери, чтобы спросить о
ее согласии. В присутствии свидетелей отец спрашивает: "Дочь моя, отдаю
тебя такому-то, сыну такого-то, ты, верно, согласна?" Дочь отвечает: "Согласна".
Ну а свидетели слушают все это, как и велит им шариат. Что касается выкупа,
то он пределов не имеет и зависит от состоятельности родителей жениха. Он может
быть в размере ста, двухсот, трехсот рублей и доходит иногда до пяти тысяч.
Кто на что способен. Мулла, закончив задавать вопросы, читает никях громко,
по-арабски, со всеми положенными приемами. Читаемая молитва может быть различной.
На этом меджлисе не хватает одного человека, а именно жениха. Из неприглашенных
на торжество могут прийти только старцы, которых за это никто не осуждает. Жених
обычно не присутствует на этом меджлисе, хотя по шариату не возбраняется быть
ему самому или посылать своего представителя. Случается, что жених не только
не идет на свадебный меджлис, но и вообще не показывается на глаза ни сватам,
ни гостям. Мулла после чтения никяха обращается к отцу невесты: "Вы, такой-то,
сын такого-то, будучи доверенным лицом своей родной дочери, ответьте, отдаете
ли вы ее при честных свидетелях за сто рублей выкупа в жены и супруги сыну такого-то
такому-то?" Родитель отвечает: "Отдаю". Затем мулла обращается
к отцу жениха: "Вы, такой-то, сын такого-то, будучи поверенным своего сына,
взяли ли вы при честных свидетелях за сто рублей выкупа дочь такого-то в жены
и супруги своему сыну?" Отвечает: "Взял". После этого все присутствующие
говорят "аминь" и, воздев руки в молитве, восхваляют Бога. Человеку,
представлявшему отца жениха, дарят на этом меджлисе пуховую подушку, обтянутую
штофом, ситцем или другой дорогой материей. Разумеется, желательно присутствие
самих отцов жениха и невесты, если они живы, а если нет - то их заменяют дядя,
старший брат и даже сам жених, если у него нет близких родственников из мужчин.
Он может также любого выбрать своим представителем. Так же и отец, будь он жив-здоров,
может поручить свои обязанности кому-нибудь другому. Невеста на этом меджлисе
не должна быть. Ее присутствие считается предосудительным.
На свадебный меджлис готовят десять-пятнадцать блюд. Открывает застолье мед
с маслом, а затем следует обычное угощение: плов, губадия, балиш, беккен или
пельмени, беккен из утятины (в этом случае не положено разрезать дно беккена).
Летом подают жаркое из рыбы, затем гусятину или индюшатину, паштет, пирог с
яблоками и разнообразные фрукты. После того как все съестное будет выставлено
на стол, гостей по очереди угощают шербетом из большого стакана на подносе.
Отведав сладкий напиток, каждый по мере своих возможностей кладет на поднос
деньги и при этом восхваляет жениха и невесту. Муллы и их жены на этом меджлисе
денег не дарят. Им, а также нищим и беднякам от имени жениха и невесты раздают
подарки. Под конец гости расходятся со словами: "Пусть Аллах будет милостив",
а домочадцы провожают их, говоря на прощание: "Хуш" (хорошо, да будет
так! -ред.). На этом свадьба кончается, но у богатых она продолжается еще три
дня. Гостей созывают на второй и на третий день, и угощение в эти дни бывает
еще богаче. Среди прочего бывает и чай. В эти дни к столу собираются главные
сваты и близкие родственники. В наше время встречаются люди, которые готовят
на свадьбу пиво. Для желающих в маленькой комнате устраивается буфет, но приносить
спиртное на меджлис не полагается.
Смотрины подарков
После свадьбы, когда смолкают все свадебные меджлисы, и до того как жениху
идти к невесте, в доме у нее вновь собираются женщины на меджлис, на котором
положено показывать подарки. Гостей так и приглашают - на смотрины. По этому
поводу готовится богатое угощение, и собравшиеся женщины рассматривают вещи,
поднесенные невесте в подарок от жениха. Каждая из них в свою очередь также
преподносит невесте подарок по мере своих возможностей: ситец на платье, отрезы
материи, деньги и тому подобное. После смотрин жених и невеста попадают наконец
в объятия друг друга.
Встреча жениха и невесты
Итак, все меджлисы позади, и жених спешит к своей невесте. По обычаю
мусульманских татар жених не может сразу после никяха забрать невесту
к себе. В первый раз он видит ее в доме своего тестя. Вначале жених
просто навещает невесту - гостит. К свиданиям он готовится тщательно,
надевает свою лучшую одежду, часто сшитую специально для этой цели.
Тюбетейка,
казакин, чекмень, шуба, ичиги, кавуши - все с иголочки. Обычно первая
встреча происходит вечером в понедельник или в пятницу. В положенное
время от невесты к жениху направляется посыльный с наказом: просим
пожаловать в такой-то вечер. У жениха собираются друзья, старшие,
а младшие братья для того чтобы проводить его. На своих лошадях
он не едет. За ним специально приезжают от невесты, а доставляют
к ней с большими почестями на паре лошадей в дорогом экипаже с фонарями
по бокам. По обыкновению это происходит вечером, в сумерки, и за
женихом приезжает сваха. Зачастую бывает так, что жених и сваха
добираются по отдельности, но в дом, в специально приготовленную
комнату, где его ожидает невеста, жениха провожает сваха.
Прием жениха
Итак, для жениха как для дорогого гостя тщательно готовится одна
из комнат. В ней брачная постель: кровать, на кровати в два слоя
пуховые перины, шелковое одеяло и шелковый или из красивого ситца
полог. Комната со вкусом обставляется, на каждом столе в серебряных
подсвечниках зажигается по две свечи, дом наполняется душистыми
благовониями. Во всем столько торжественности, заботы и уюта, что,
войдя, невольно спрашиваешь себя: не забрел ли ты в рай? Лишь после
такой кропотливой подготовки посылают жениху приглашение пожаловать
к невесте. Невесту к этому времени наряжают, опрыскивают благовониями
и сажают на край перины, застилающей кровать. Здесь она и сидит,
поджидая жениха. Одежда на невесте обычная, из той, что уже была
описана
нами в разделе "одежда". Пышность наряда зависит от
положения девушки. С наступлением вечера привозят жениха, который
щедро одаривает мелочью снующих вокруг ребятишек. Сваха провожает
его к невесте. У двери комнаты стоят один-два ребенка, которые "сторожат
дверную ручку". За деньги они пропускают жениха. Войдя, он
раздевается и здоровается с девушкой, или же его раздевает девушка
после того, как они поздоровались. Приветствуя невесту, жених дарит
ей деньги, в зависимости от состояния. Вся эта церемония называется
встречей, а деньги или другой подарок - деньгами встречи. Сваха
после этого исчезает. Молодым приносят еду, и они ужинают, сидя
рядом. Никто не беспокоит их. До еды обычно подают мед с маслом.
Отведав угощение, жених кладет на поднос деньги. Это и есть деньги
"бал-мая" (мед -масло. - ред.). После еды пьют чай, а
там готовятся лечь. Невеста раздевает жениха и затем раздевается
сама. Молодые взбираются на кровать, спят... Наутро для жениха топят
баню, куда он идет вместе с молодой женой. Уходя, он оставляет на
перине деньги, которые называются "деньгами перины" и
полагаются тому, кто готовил постель. Пока молодые моются в бане,
комната убирается, заново застилается постель. В бане жених также
оставляет деньги, называемые "банными деньгами" - для
человека, истопившего баню. В первое свое посещение жених ночует
в доме тестя четыре ночи подряд. На пятый день он навещает своих
родных, справляется об их здоровье и снова уходит к невесте. Во
время посещения родителей он приносит подаренные ему девушкой вещи:
нарядную тюбетейку, часы, дорогой чекмень, рубаху и штаны, онучи
из хорошей бязи, украшенные вышивкой. Приходит к родителям разодетый
невестой с ног до головы. Затем посылаются подарки родителям жениха,
старшим и младшим братьям, родственникам из приданого невесты. В
основном это платье. Женщинам - из дорогого ситца или шелковой материи,
мужчинам - рубашки из бязи, ситца или полотна. Пожилым женщинам
дарят нарядные головные платки или тонкие ажурные шали. Жених приносит
также как-тош - угощение своим родственникам от невесты. Порядок
приготовления этого блюда таков: миндальный орех смешивают с сахаром
и дают затвердеть на меду. Укладывают как-тош на большой поднос,
а сверху густо смазывают пастилой и посыпают мелкими конфетами.
Подают к столу на том же подносе. Некоторые люди среднего достатка
делают как-тош из теста. Сверху его так же смазывают пастилой и
посыпают конфетами. Иногда пастилу подают на отдельном блюде.
Меджлис как-тош
Жених, возвратившись от невесты, собирает друзей, соседей, знакомых прихожан
и муллу на меджлис. На стол подают очень много обычных блюд. Под конец застолья,
когда уже испробовали все приготовленные блюда, приносят целиком на подносе
как-тош. Благословив Бога в молитве, как-тош ломают на куски и подают гостям
каждому на отдельном блюде. Делит как-тош и угощает собравшихся муэдзин прихода.
Деньги на этом меджлисе обычно не дарят. Но если жених принадлежит к муллам,
то, выказывая почтение, гости дарят деньги, кто сколько может. Мы уже заметили,
что жених приходит к родителям с подарками невесты: тюбетейкой, рубашкой, часами
и т. д. Ворот такой рубашки раньше вышивали золотой канителью. Сейчас эта традиция
уже забыта. Тюбетейка, подаренная жениху, стоит самое меньшее 15-20 рублей,
часы - 25 рублей, кто как может...
Жених приводит невесту
Жених, после того как четыре дня провел подле невесты, ходит к ней только по
вечерам. Затем начинает ходить по вечерам в четверг, потом - по четвергам через
неделю. Некоторые женихаются таким образом четыре-пять лет. Иногда женихи увозят
невест к себе, но через некоторое время снова возвращают родителям. Что бы ни
говорили по этому поводу в городе, жених в доме тестя всегда уважаемый гость.
Наконец, после длительного жениховства жених навсегда забирает невесту вместе
с ее пуховиками и перинами к себе в дом, что называется "приводит невесту".
По этому поводу в доме жениха созывается меджлис женщин. Вслед за невестой в
дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки
жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты).
Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие
подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или
шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана,
медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек,
две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса
под самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну
из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в
народе: невесты в отчем доме помело - и то боится.