Мы готовы сшить для вас платье для никаха, свадебное платье.
Заключение
Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (Сравнительный
анализ)
Акашкин М.М.
Результаты исследования позволяют выделить в татаро-мишарской
свадьбе два основных типа проведения свадеб: темниковский и сергачский (к
которому относится схема свадеб лямбирской группы мишарей), однако различия
между ними незначительны. Следует отметить главную отличительную черту
сергачского варианта свадьбы от темниковского варианта. Характерной
особенностью лямбирской свадьбы является то, что свадебный праздник начинался в
доме отца новобрачной до полной выплаты калыма. Таким образом, невыплаченный
калым не являлся препятствием для сближения молодожёнов. Имели место
досвадебные посещения невесты женихом в доме её отца - кияү
йерү. В этой части данный вариант свадьбы содержит элементы
древней формы заключения брака, бытовавшей до появления выкупа за право
вступить в брак.
Анализ материалов показывает, что основная структура
традиционных татаро-мишарских и мордовских свадебных обрядов и жанров песен
весьма близка, но не аналогична. Для татар-мишарей и мордвы основной формой
заключения брака был брак по сватовству; умыканием (симуляционным похищением и
редко насильственным; самокруткой (путём добровольного ухода невесты к жениху,
т.е. без согласия родителей). При этом, в соответствии с формой заключения
брака менялась последовательность и соблюдение ритуалов и, соответственно,
жанровое исполнение песен.
Свадебный цикл татар-мишарей состоит из трех периодов:
предсвадебный, свадебный и послесвадебный. В предсвадебный период входят
обряды, связанные со сватовством и приготовлением к свадьбе; в свадебный –
свадебный пир у жениха и невесты, переход невесты в дом мужа; в послесвадебный
период – родственно-ознакомительные обряды.
В традиционных мишарской и мордовских (особенно в эрзянских)
свадьбах причитания являлись неотъемлемой часть свадебного обряда. Наблюдается
большое сходство в форме и содержании данного ритуала.
Исследованием установлены и другие общие мишарские и
мордовские обряды: сватовство, выкуп за невесту, праздник в честь выкупа,
посещение невесты женихом, девичья баня, выкупы ворот, дверей, однообразие
(кибитки) свадебного поезда, обряды при встрече молодых, одаривание, приобщение
к очагу, вывод невестки к колодцу, послесвадебные отгостки.
Имеется некоторое сходство в терминологии. К примеру, сват: башкуда
- мокш., покш куда - эрз., башкода -
тат.; сваха: куда – мокш.,эрз., кодаги - тат.
По моим данным, количество мишарских и мордовских свадебных
обрядов примерно одинаково - 37-39. При этом 27 из них, т.е. примерно 70%,
близки по содержанию друг к другу. Из них 20, т.е. около 53%, совпадают практически
полностью. Вместе с тем наблюдается и большое количество обрядов,
различных друг от друга в той или иной степени. Данное различие наблюдается в
терминологии, языке, времени проведения обрядов. Таких обрядов насчитывается
17% от общего количества обрядов.
Кроме того, встречаются обряды, свойственные только одной
свадьбе: мишарской или мордовским. Таковых насчитывается 26% от общего
количества.
Классифицируя песни, мы опирались на связь песни с обрядом,
их место и роль в обряде. По роли и связи с обрядом как мишарские, так и
мордовские свадебные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Опираясь на
обрядовую функцию песен, мы выделили пять песенных жанров: ритуальные,
заклинательные, плясовые, корильные песни, величания (в последние входят песни благодарности
и благопожелания). Татаро-мишарская народная терминология отсутствует. Они
называют все обрядовые песни туй йырлары - свадебные песни.
Обрядовые песни выполняли функции, свойственные только
конкретному жанру: ритуальные фиксировали, констатировали определенный
свадебный обряд; заклинательные обращались с просьбой к домусульманским
божествам; в величаниях величали, желали блага, благодарили молодых и
участников свадьбы; корильные, наоборот, высмеивали, критиковали, ругали; под
плясовые плясали. Подобная классификация схожа с имеющейся в мордовских
свадьбах.
Мишарским ритуальным песням, в отличие от мордовских, в
большей степени была свойственна контаминация.
Поэтика корильных песен мишарского свадебного обряда, в
отличие от мордовских, значительно мягче, охаивающие куплеты более сглаженно
передают суть корильной песни, употребляются более легкие (негрубые) выражения.
В выделенных песенных жанрах татар-мишарей выявлены
специфические особенности в тематике песенных жанров: в ритуальных песнях
практикуется исполнение песен дружками жениха во время переезда невесты, что
ранее Р.Г. Мухамедова рассматривала как мәдәк
җыры (песни кибитки); в жанре заклинательных песен прослеживаются
мотивы оберега от “плохих” людей (колдунов); в
свадебных плясовых песнях “балдыкай” отмечен мотив
шутливого корения; в песнях величаниях отмечается специфичная тема сравнения: с
планетами, цветами, парными предметами и т. д.; в жанре песен корений
отмечаются эротические мотивы.
Из художественных средств используются, как и у мордвы, в
основном сравнение, олицетворение, эпитеты, символы и т.д.; стиль построения
текста – эпифора, анафора, аллитерация и т.д.; композиционная форма – монолог,
монолог-обращение.
В современном свадебном обряде, в связи с определенными
изменениями и трансформативными процессами, происшедшими в них, изменился жанровый состав свадебных песен. Это
продиктовано изменением мировоззрения людей, а также с историческими процессами
развития общества. Из выделенных жанров, рассматриваемых нами в традиционной
свадьбе, до наших дней сохранились лишь корильные и величания, а из необрядовых
- долгие и частые песни.
Современная свадьба татар-мишарей, как и у мордвы, по своей
структуре базируется на традиционной основе: сохраняются основные этапы обряда,
последовательность их выполнения. Вместе с тем традиционные обряды, бытующие в
настоящее время, не остаются неизменными. Сравнительное исследование
показывает, что в мишарской и мордовских свадьбах наблюдаются типичные
изменения: проведение нескольких ритуалов в один обряд ( предварительное
сватовство, сватовство и праздник в честь выкупа); значительное сокращение
времени проведения всей свадебной обрядности. Часть ритуалов в течение XX века
у татар-мишарей исчезли полностью или частично: катлама келәве
- угощение катламой, таң кучат (букв:
петушиная заря) - причитания невесты, булышлый - помощь, кыз
күрендерү - смотрины невесты, чебелдек тегү
- шитье полога для кровати, обряд с печкой - приобщение к семейному очагу, мамык
(букв. пух); пение женщин вокруг невесты с одновременным постукиванием
скалками и др.
Изменился состав
свадебных чинов: часть из них выпала вместе с соответствующим обрядом: яслатучылар
- причитальщицы, юл курсәтүче - показывающий
дорогу, мальчик, снимающий покрывало с невесты, чебелдек тегүче
кызлар - близкие подруги, помогающие шить полог для кровати и т.д.;
другие в определенной мере сохраняют свои функции: башкода -
сват, озатучылар - сопровождающие, мунча ягучылар -
те, кто топит баню, аш пешерүчеләр - стряпухи и т.д.
Сравнительный анализ традиционной и современной свадьбы татар
- мишарей свидетельствует о трансформации свадебных ритуалов во всех трех
периодах: предсвадебном, свадебном, послесвадебном. В предсвадебном периоде
исчезли обряды башкода (сватовство), билге (знак,
что девушка просватана), яраш (праздник в честь выкупа), кыз
күрендерү (смотрины невесты), булышлый (помощь)
и т.д; в свадебном периоде не бытуют йорт күрсәтергә
(показ дома), обряд почитания предков на кладбище, кабак йоласы
(обычай у ворот), кыз елату (плач невесты), мамык (букв.
пух) и т.д.; в послесвадебном периоде также наблюдаются определенные изменения.
Анализ материала позволяет предположить, что до начала
принятия ислама мишарями в XIV в., когда и мишари, и мордва придерживались
схожих языческих верований, был в основном единый комплекс мишаро-мордовского
свадебного обряда. Подтверждением этому служит аналогия не только в свадебных
обрядах, но и в жанровой структуре песен, наличие подобных
божеств-покровителей, типичных ритуальных элементов как в мишарской, так и в
мордовских обрядах, особенно в мокшанской свадьбе.
Библиографический список использованной литературы
Административно-территориальное
деление. - Саранск: Морд. кн. изд-во., 1986. - 319 с.
Алексеева
Т.И., Васильев Б.А. К вопросу о генетическом родстве русской мещеры и
татар-мишарей//Краткие сообщения ин-та этнографии АН СССР. - М., 1959. -
Т.XXXI. - С.13.
Аникин
В.П. Календарная и свадебная поэзия. - М., 1970. - 122 с.
Археология
и этнография Татарии // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов в Среднем
Поволжье. - Казань: ИЯЛИ, 1971. - Вып.1. - 295 с.
Ахмаров
Г.И. О языке и народности мишарей. - ИОАИЭ, 1903. - Т.ХIХ. - Вып. 2. -
С.91-160.
Балашов
В.А. Некоторые черты современных семейно-брачных отношений Мордовского
крестьянства/Материалы по археологии и этнографии Мордовии. - Саранск: Морд.
кн. изд-во., 1974. - С.90-109.
Балашов
В.А. Структура семьи и ее уклад / Мордва. Историко-культурные очерки. - Саранск:
Морд. кн. изд-во. 1995. - С.209-222.
Баранов
П.Н. Свадебные обряды мордвы-эрзи (из быта крестьян Бузаевской и Неклюдовской
волостей Ардатовского уезда Симбирской губернии) // Этнографическое обозрение. -
М., 1910 г. - №3-4.
Баязитова
Ф.С. Гомернең
өч
туе (Семейные обряды татарского народа. На татар. яз.). - Казань : Тат. кн.
изд-во., 1992. - 293 с.
Баязитова
Ф.С. Татар халкының
бәйрәм һәм көнкүреш йолалары
(Праздничные и бытовые обряды татарского народа. На татар. яз.). - Казань: Тат.
кн. изд-во.,1995. - 156 с.
Баязитова
Ф.С. Культурно-языковые параллели в традиционных обрядах мордвы и
татар-мишарей / Материалы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов
“Финно-угристика на пороге III тысячелетия” (филологические науки) 2-5 февраля
2000 г. - Саранск, 2000. - С.352-354.
Биккинин
И.Д. Татары Мордовии / Российская провинция: история, культура, наука: Материалы
II-III Сафаргалиевских научных чтений. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998. -
С.35-50.
Борисов
А.Г. Предисловие к УПТМН. - Саранск: Морд. кн. изд-во, Т.6, Ч.1, 1972. -
С.7-27.
Борисов
А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. - Саранск: Морд. кн.
изд-во., 1997. - 190 с.
Борисов
А.Г. Роль фольклора в становлении и развитии мордовской литературы (поэтические
жанры). Автореф. дис. ... доктора наук. - М., 1987. - 36 с.
Бурганова
Н.Б. О говорах татарского языка на территории Мордовской АССР / Диалекты татарского
языка и памятники древней письменности. - Казань, 1969. - С.93.
Бутылов
Н.В. Тюркские заимствования в мордовских языках: Автореф. дис. ... канд. филол.
наук. - Саранск, 1998. - 16 с.
Бәйрәмнәр
(Праздники. На татар. яз.). - Казань : Изд-во “Матбугат йорты”, 1998. - 103 с.
Васильев
Б.А. Буртасская проблема и этногенез мишарей / Вопросы этнической истории
Мордовского народа. Труды Мордовской этнографической экспедиции. - М.: Изд-во
АН СССР, 1960. - Вып.1. - С. 200-209.
Вельяминов-Зернов
В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. - Спб., 1863. - Ч.1. - 558
с.
Веселовский
А.Н. Историческая поэтика. - Л., 1940. - 648 с.
Воробьев
К.И. Материалы по культу домовых и дворовых у мишарей Буинского кантона
Татреспублики // Труды студенческого научного кружка любителей природы. - Казань,
1929. - Вып. 3. - С.87-92.
Воронин
И.Д. Саранская сторожевая черта и город Саранск в первые годы его
существования // Ученые записки МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1951. - №13. - С.165-233.
Девяткина
Т.П. Мокшанские свадебные обряды и песни. - Саранск: Морд. кн. изд-во,1992. -
190 с.
Девяткина
Т.П. Свадебные обряды и песни мордвы (мокши и эрзи). - Саранск: Изд-во Морд.
ун-та, 1995. - 58 с.
Девяткина
Т.П. Мифология мордвы. - Саранск, 1998. - 335 с.
Динес
Е.И. Традиционная пища и домашняя утварь мордвы / Исследования по материальной
культуре мордовского народа. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С.104-126.
Документы
и материалы по истории Мордовской АССР. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1940. -
Т.2. - 351 с.
Евсевьев
М.Е. Мордва Татреспублики / Оттиск из сборника “Материалы по изучению
Татарстана”. - Казань: Восток, 1925. - Вып. 2. - С. 179-196.
Евсевьев
М.Е. Мордовская свадьба. - М.: Центриздат, 1931. - 315 с.
Евсевьев
М.Е. Народные песни мордвы / Избранные труды в V томах. - Саранск: Морд. кн.
изд-во, 1961. - Т.I. - 384 с.
Евсевьев
М.Е. Основы мордовской грамматики / Избранные труды в V томах. - Саранск, 1963. -
Т.IV. - 473 с.
Евсевьев
М.Е. Историко-этнографические исследования / Избранные труды в V томах - Саранск:
Морд. кн. изд-во, 1966. - Т.V. - 552 с.
Евсевьев
М.Е. Мордовская свадьба. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. - 359 с.
Еникеев
Саид мурза, князь. Очерк истории татарского дворянства. - Уфа: Гилем, 1999. -
355 с.
Заварюхин
Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. - Саранск: Изд.
Морд. ун-та, 1993. - 296 с.
Инжеватов
И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987.
- 263 с.
Ислам.
Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 311 с.
История
СССР в 12 томах. - М., 1966. - Т.1. - 719 с.
Их,
күңел ачабыз (Любимые песни. На татар. яз.). - Казань: Тат. кн.
изд-во, 1996. - 206 с.
Кавтаськин
Л.С. Мордовская народная песня. - М., 1950. - 324 с.
Кавтаськин
Л.С. Мордовская народная песня: Авторефер. дис. ... канд. филол. наук. - М.,
1953. - 18 с.
Кагаров
Г.З. Состав и происхождение свадебной обрядности // Труды казанского губ. стат.
комитета. - Казань, 1869. - Вып.1. - С.17-24.
Кагаров
Г.З. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник музея антропологии и
этнографии. - Л., 1929. - С.152-193.
Каримуллин
А.Г. Татарский фольклор. Аннотированный указатель литературы. - Казань: ИЯЛИ,
1993. - В 2-х частях. - 126 с.
Кисляков
Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. - Л.:
Наука, 1969. - 240 с.
Корнишина
Г.А. Семья и семейные обряды / Мордва Заволжья. - Саранск: Морд. кн. изд-во,
1994. - С.92-123.
Корнишина
Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, форма
бытования. - Саранск: Изд-во. Мордов. гос. пед. ин-та., 2000. - 150 с.
Круглов
Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л., 1981. - 559 с.
Круглов
Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М., 1982. - 272 с.
Крюкова
Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. - Саранск: Морд. кн. изд.,
1968. - 211 с.
Куфтин
Б.А. Татары касимовские и татары-мишари центрально-промышленной
области / Культура и быт народов центрально-промышленной области. - М., 1929. -
С.135-149.
Леонтьев
А. Село Оркино Озерской волости Саратовского уезда // Саратовские губ. вед., 1884
г. - №47.
Лепехин
И.И. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в
1768 и 1769 гг. - СПб.,1771. - Т.1. - 538 с.
Магдеев
М.С. Йола фольклоры (Обрядовая поэзия) / Фольклор жанрларын система итеп
тикшерү (Системный анализ фольклорных жанров). - Казань: Изд-во Казан.
ун-та, 1987. -160 с.
Маркелов
М.Г. Саратовская мордва // Саратовский этнографический сб. - Саратов, 1922. -
Вып. 1. - 276 с.
Маркелов
М.Г. Мордва // Религиозные верования народов СССР. - М.,1931. - Т.2. - С.
190-212.
Материалы
по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. - Л., 1926. - 265 с.
Махмутова
Л.Г. Опыт исследования тюркских диалектов. Мишарский диалект татарского языка.
- М.: Наука, 1978. - 269 с.
Махмутова
Л.Г. Некоторые наблюдения над лексикой мишарских говоров (к мишаро-мордовским
взаимосвязям) // Вопросы лексикологии и лексикографии татарского языка. -
Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. - С. 42-53.
Мельников
П.И. Очерки мордвы. - Саранск., Морд. кн. изд-во., 1981. - 132 с.
Мокшанская
свадебная поэзия / Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Саранск:
Морд. кн. изд-во, 1975. - Т.6. - Ч.2. - 299 с.
Мордва.
Историко-культурные очерки. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. - 664 с.
Мордва-каратаи:
язык и фольклор. - Казань: ИЯЛИ, 1991. - 152 с.
Мухамедова
Р.Г. Татары-мишари: Авторефер. дис. ... канд. ист. наук. - Казань: 1966. - 28
с.
Мухамедова
Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. - М.: Наука, 1972. -
246 с.
Мухамедова
Р.Г. Культурные взаимосвязи мордовского и татарского народа по данным
этнографии // Этногенез мордовского народа. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965.
-165 с.
Мухаметшин
Ю.Г. Татары-кряшены (Историко-этнографическое исследование материальной
культуры). - М.: Наука, 1977. - 184 с.
Надиров
И.Н. Поэтические особенности исторических и лирических песен/Поэтика татарского
фольклора. - Казань, 1991. - 130 с.
Народы
Европейской части СССР. - М., 1964. - Ч.2. - 900 с.
Народы
Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. - М.: Наука, 1985. - 307
с.
Орлов
А.М. Мещера, мещеряки, мишари. - Казань: Tат. кн. изд-во, 1992. - 110 с.
Орлов
А.М. К вопросу об этногенезе татар-мишарей на материале татарского населения
нижегородского Поволжья / Материалы II-III Сафаргалиевских чтений. - Саранск,
1998. - С.59-62.
Орлов
Н.Н. Мордва Мокша // Пензенские губ. вед. - 1876. - №106.
Очерки
истории Мордовской АССР. - Саранск, 1955. - Т.I. - 576 с.
Паллас
С.П. Путешествие по разным провинциям Российской империи. - СпБ.,1809. - Ч.I. -
116 с.
Первушкин
В.В. К вопросу политической истории Темниковской Мещёры XIV - начала XVII
в. / Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III
Сафаргалиевских чтений. - Саранск, 1998. - С.93-95.
Плесовский
Ф.В. Свадьба народов коми. - Сыктывкар: Коми. кн. изд-во, 1968. - 318 с.
Попов
М. Селиксенские мордва. - СПб, 1834. - №34-37.
Сайдашева
З.Н., Ярми Х.Х. Татарско-мишарские песни. - М.: Советский композитор, 1979. -
77 с.
Самородов
К.Г. Предисловие к УПТМН. - Саранск: Морд. кн. изд-во, Т.6, Ч.2, 1975. -
С.5-41.
Самородов
К.Т. Мордовская обрядовая поэзия.
- Саранск: Морд. кн. изд-во. 1980. 168 с.
Самородов
К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Автореф. дис. ... доктора наук. - М.: 1987. 35 с.
Саратовский
этнографический сб. - Саратов, Вып.1, 1922. - 276 с.
Сафаргалиев М.Г. Борьба мордовского народа с татарским игом // История и археология.
МНИИЯЛИЭ. - Саранск: Записки №6, 1946. - С. 147-160.
Сафаргалиев
М.Г. Заметка о буртасах // Ученые записки МНИИЯЛИЭ. - Вып.13. - Саранск, 1951. -
С. 88-98.
Сафаргалиев
М.Г. Мордовско-татарские отношения / Этногенез мордовского народа. - Саранск:
Морд. кн. изд-во, 1965. - С. 64-79.
Сафаргалиев
М.Г. Распад Золотой орды / На стыке континентов и цивилизаций. - М.: “Инсан”,
1996. - С. 280-525.
Сафина
Ф.Ш. Аналогии в декоративных тканях татар и финно-угорских народов / Узловые
проблемы современного финно-угроведения. - Йошкар-Ола.,1995. - С. 172-174.
Свадебные
обряды народов России и ближнего зарубежья. - М., 1993. - 201с.
Семенов
Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М.: Мысль, 1974. - 307 с.
Семина
В.Н. Семья татар-мишарей Мордовии в первой половине XIX века: Авторефер. дис.
... канд. ист. наук. - Саранск, 1999. - 24 с.
Серебренников
Б.А. История мордовского народа по данным языка / Этногенез мордовского народа. -
Саранск, 1965. - С. 237-256.
Слесарева
М.Т. Сравнительная поэтика обрядовых песен восточных финно-угров // Проблемы
творческих связей удмуртской литературы и фольклора. - Устинов, 1986. - С.5-49.
Смирнов
И.Н. Мордва (Историко-этнографический очерк). - Казань, 1895. - 291 с.
Список
с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда письма и межевания Никиты
Вас. Борисова и Дмит. Андр. Кикина (1565-1567). - Казань, 1909. - С.110.
Статистика
Российской империи. Движение населения в Европейской России за 1885 г. - Спб.
Т. ХI, 1890. - с.
Татар
мифлары (Татарские мифы. На татар. яз.). - Казань: Татар. кн. изд., 1996. - 388
с.
Татарские
народные песни. - М.: Худ. лит-ра.,1936. - 175 с.
Татар
поэзиясе антологиясе (Антология татарской поэзии. На татар. яз.). - Казань:
Таткнигоиздат, 1956. - 915 с.
Татар
поэзиясе антологиясе (Антология татарской поэзии. На татар. яз.). - Казань:
Татар. кн. изд., 1992. - Кн.I. - 543 с.
Татар
поэзиясе антологиясе (Антология татарской поэзии. На татар. яз.). - Казань:
Татар. кн. изд., 1992. - Кн.II. - 511 с.
Татар
халык иҗаты: Йола һәм уен җырлары (Татарское
народное творчество: Обрядовые и игровые песни. На татар. яз.). - Казань : Тат.
кн. изд-во, 1980. - 319 с.
Татар
халык иҗаты: Тарихи һәм лирик җырлар (Татарское
народное творчество: Исторические и лирические песни. На татар. яз.). - Казань :
Тат. кн. изд-во, 1988. - 486 с.
Татары
Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967. - 538 с.
Толстов
С.П. Итоги и перспективы этнографического изучения национальных групп
Нижегородской губернии / Культура и быт народов Центральной промышленной области.
- М., 1929. - С. 149-161.
Трофимова
Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных по антропологии. - М., 1949. - 264
с.
Уразманова Р.К. Современные обряды татарского
народа. - Казань : Тат. кн. изд., 1984. - 143 с.
Файзуллина
Г.Ш. Обряды переходного цикла у заболотных татар / Народы Сибири. Сибирский
этнографический сб. - М.,1997. - С.230-268.
Фахрутдинов
Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. - М., 1984. - 216 с.
Федянович
Т.П. Семейные обряды в этнографической литературе // Семейные обряды мордвы.
Труды, вып. 76. - Саранск: Морд. кн. изд., 1984. - С.3-76.
Феоктистов
А.П. К проблеме мордовско-тюркских языковых контактов // Этногенез мордовского
народа. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. - С.331-343.
Фольклор
жанрларын система итеп тикшерү (Системный анализ фольклорных жанров. На
татар. яз.) - Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 1987. - 162 с.
Фукс
К.Ф. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии // Журн. мин. внутр. дел. -
СПб, 1839. - №10.
Фукс
К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань,
1884; Краткая история города Казани. Казань, 1905. Репринтное воспроизведение с
приложением Предисловия Н.Ф. Катанова
к изданию 1914 г. - Казань, 1991. - 210 с.
Хайрутдинова
Т.Х. О некоторых мордовско-татарских лексических параллелях / Материалы II
Всероссийской научной конференции финно-угроведов “Финно-угристика на пороге
III тысячелетия” (филологические науки) 2-5 февраля 2000 г. - Саранск, 2000. -
С.298-299.
Халиков
А.А. Татарский народ и его предки. - Казань, 1989. - 222 с.
Хвощев
А. Очерки по истории Пензенского края. - Пенза, 1922. - 150 с.
Чекалин
Ф.Ф. Мещера и буртасы: по сохранившимся о них памятникам / Труды VIII
Археологического съезда в Москве в 1890 г. - М., 1897. - С.114-115.
Чистов
К.В. О взаимоотношении фольклористики и этнографии // Советская этнография, 1971.
- №5.
Шишлов
С.Л. К проблеме этнической истории Примокшанья / Российская провинция: история,
культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиевских чтений. - Саранск, 1998. -
С.90-92.
Юрченков
В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западноевропейских
авторов VI-XVIII столетий. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. - 282 с.
Эрзянская
свадебная поэзия / Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Саранск,
1972. - Т.6. - Ч.1. - 470 с.
Җырларыбыз
(Книга песен. На татар. яз.). - Казань: Тат. кн. изд-во, 1989. - 542 с.
Paasonen H. Die turkischen Lehnworter im Mordwinischen. - “Journal de la Societe
Finno-ougrienne”, 15. Helsinki, 1897.
Заключение из диссертации Акашкина М. М.Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (Сравнительный
анализ). НИИ языка, литературы, истории и экономики при Правительстве
Республики Мордовия. Саранск 2000