Мы готовы сшить для вас платье для никаха, свадебное платье.
Свадебные обряды татар
Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия
терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные
различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания,
который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман
и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого
свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в
традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.
Для конца XIX - начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения
брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее
было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной
местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и
заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний,
в богатстве даров и т.д.
В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү),
стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми
сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь,
головные уборы для невесты, две перины - большая - түшәк и чуть меньшего размера
- ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег
- баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также
привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для
проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман
речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого
невесты особо не оговаривалось.
По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей
жениха на сговор - по-молвку - аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д.
Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак
окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны
невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную
сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники
будущей свадьбы, завершался угощением.
Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты.
Главными среди приглашенных были родители жениха - төп кодалар. Они везли с собой
калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение,
перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более
пышных хлебов - калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә - род
тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство - чәкчәк,
бавырсак. Все это складывали в особый сундук - аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и
везли на особой подводе - аш чанасы, аш арбасы.
Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле - особо приглашенные. Это близкие
родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары
гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому
их и называли иярчен - присоединившиеся, канат - крылья.
Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении
свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение - аш белән килү, саум, другие
приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за
ними, обслуживали их.
Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах, кәбен)
по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал мәһәр
- условия заключения брака. Туда входили калын, тарту, продукты или их стоимость
и т.д., которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная
сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить
своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами
молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту
же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии
(невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный
ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию.
После никах начиналось угощение.
Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали
к себе ее родственники. Это называлось туй күтәрү, туй алу - "поддержка свадьбы".
После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече
жениха: тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали
самыми нарядными вещами из приданого. В нем они находились первые дни. Утром молодоженов
отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой.
Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком - кыз куенына салу.
Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность
въехать во двор, войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим
баню, деревенским ребятишкам, которые специально за подарком приходили в дом.
Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.
В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после
чего его отвозили обратно. В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а
утром уезжал обратно. Этот период - кияүләп йөрү - по продолжительности был различным
и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.
У кряшен же венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители
- кыяматлык, выбираемые из близких родственников жениха. Они становились как бы
опекунами молодой семьи и оставались таковыми на всю жизнь. После венчания молодая
поселялась в их доме. Здесь ей заменяли девичий головной убор на женский - баш
бәйләү. Из этого дома ее перевозили в дом мужа, где и проходила основная свадьба.
Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен төшерү, арчи и проводился,
как правило, летом.
Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане.
У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу
или подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" (доброе пожелание
молодой при встрече ее в доме мужа).
Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керү-"повесив,
входить". Затем молодых сажали за стол. Она должна была съесть горбушку хлеба,
помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло, сладкой, как мед, то есть
уживчивой, покладистой. И обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали
в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.
Повсеместными были обряды өй киендерү - "обряжение дома": снимали висевшие
в доме занавески, настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты,
а также су юлы күрсәтү - "показ дороги по воду". Ее вели к роднику,
с которого ей предстояло носить воду. Молодых родственниц, участвующих при этом,
невестка одаривала.
У кряшен все обряды, будь то приезд сватов, переезд невесты в дом мужа, обряжение
дома и т.д. сопровождались исполнением особых свадебных, гостевых песен.
Переезд молодой сопровождался рядом застолий как в доме родителей мужа (у кряшен
- основной свадьбы с особым ритуалом "показа невесты" - бөркәнчек ачу
и т.д.), так и его родственников. Гостевой этикет у всех татар был одинаков. После
отъезда сватов на угощение, называемое килен токмачы, килен салмасы (лапша снохи),
собирали пожилых родственниц, соседок. Завершали же цикл свадебных трапез в целом
скромные, но важные в смысловом значении застолья, проводимые в том и в другом
доме. В доме невесты проводили казан кайтару (возвращение котла) с приглашением
молодоженов, а в дом жениха приглашали родителей невестки. Только после проведения
этих застолий стороны свободно, по своему усмотрению могли навещать друг друга.
Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послереволюционные годы,
материальные трудности, связанные с войнами начала XX в., оказали влияние и на
форму свадебных обрядов.
В 1930-1960 гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов,
появляются новые. Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной
становится форма заключения брака убёгом - ябышып чыгу. При этой форме молодые
люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность
своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет
невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были
случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители. Юноша уводил к себе
свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив
с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели). Наутро родители
или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием
о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился
религиозный обряд бракосочетания - никах. Через некоторое время, нередко приурочивая
к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир. В
отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением
и угощением за одним столом и мужчин и женщин, много пели, плясали, шутили, и
стали называть появившимся в двадцатые годы термином кызыл туй (красная свадьба).
К концу XX в. сформировался такой тип свадебной обрядности, в котором органически
сочетаются сохраняемые (иногда возрождаемые) традиционные обряды и новые. И разнообразие
свадеб получается за счет различного сочетания в них тех или других элементов.
Характерной их чертой является свободный выбор обрядов. И потому в одной и той
же местности форма свадьбы, как правило, зависит только от желания молодых и их
родственников, их знания, умения. Главным становится создание праздничной атмосферы,
подчеркивающей важность, значимость этого момента в жизни молодых и их родственников.
Это достигается с помощью "торжественного ритуала регистрации брака",
проводимого государственными органами, и устройством свадебных пиров. Остальные
же моменты обрядового оформления брака не имеют большого значения, и потому сроки,
порядок их проведения не столь существенны, хотя они и создают своеобразие отдельных
свадеб.
В сельской местности наблюдается большее разнообразие вариантов, в городской же,
в условиях многоэтажных домов, свадьбы проводятся по более упрощенной и одинаковой
схеме. Вместе с тем существует ряд черт, присущих для всех свадеб. Становится
обязательным получение согласия родителей на предстоящий брак после того, как
молодые люди решают пожениться. При встрече родители договариваются о сроках проведения
свадьбы, количестве гостей как с той, так и с другой стороны, о том, где и как
будет проходить свадьба.
Характерно возрождение на новой основе традиции приготовления свадебной одежды.
Как отмечалось выше, испокон веков сторона жениха готовила для невесты одежду,
в которую входил отрез на платье. Ответный подарок для жениха - рубашку и другие
предметы одежды - готовила и невеста. Однако не было традиции пошива специального
свадебного платья, рубашки белого цвета.
Появление свадебной одежды разового пользования - белое платье удлиненного покроя,
фата, белые туфли - для девушки, темный костюм, белая рубашка - для юноши, обручальные
кольца - новое явление для татар. Повсеместное ее распространение, как атрибута
молодоженов началось с конца шестидесятых годов, когда в практику государственных
учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал его торжественной регистрации.
Свидетельством большой популярности этого ритуала служит тот факт, что в сельской
местности, где нет специальных Дворцов бракосочетания, как в городах, сами молодожены,
их родственники, друзья становятся не только активными участниками, но и создателями
праздничной атмосферы во время акта регистрации брака. Молодожены прибывают на
место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей, музыканта.
Нередко сюда прибывают и их родители. Едут обязательно на украшенных яркими лентами,
воздушными шарами автомашинах, подводах вне зависимости от дальности пути.
После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Молодых встречают
его родители, родственники. Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку,
кладут подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" и, прежде чем
пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом,
маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка - ширбәт, которые находятся
на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха. Подобная встреча молодоженов
характерна и для городской местности.
Свадебные пиры, застолья. При их проведении стойко держится традиция возрастного
деления участников.
Свадебное застолье для пожилых - картлар туе, олылар туе проводится как в доме
невесты, так и жениха. Характерной особенностью его является не только возраст
большинства приглашенных, но и стиль застолья - без спиртных напитков, с подачей
традиционных блюд и т.д. Следует отметить, что свадебное угощение для пожилых
в доме невесты после легализации религии в последние десятилетия почти повсеместно
снова стало называться никах туй, так как именно здесь проводится мусульманский
обряд бракосочетания - никах, причем в нем активно участвуют сами молодожены.
Это является существенной модификацией традиционной обрядовой формы.
Свадебное застолье для гостей среднего возраста - туй - является главным. На него
приглашают самое большое число гостей. Чаще всего сейчас проводят эту свадьбу
в одном месте - в доме родителей жениха, иногда невесты. В городах же обычно устраивают
в помещении столовой, кафе, ресторана или специального "зала торжеств".
Характерные особенности ее сложились еще в тридцатые годы: одновременное угощение
(за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок и т.д. Однако в последние
годы идет процесс формирования новых черт. Так, повсеместно на самое почетное
место за столом сажают молодоженов с их свидетелями. Рядом с ними сидят родители
невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется
сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых
моментов. Некоторые из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны;
другие - из практики массовиков-затейников. Это, как правило, различные шуточные
состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение,
многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись
пожеланий в специальный альбом и т.д. Характерно быстрое распространение этих
моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так
и городских жителей, наличию национально смешанных браков.
Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание
двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Иногда по
договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.
Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют. Это в основном
современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов,
а также подобающие случаю куплеты-импровизации. Во время перерывов организуют
пляски, танцы, проводят различные игры.
В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращения свадебной обрядности.
В ней появилось много единых, интернациональных черт. И этот процесс, очевидно,
необратим.
Р.К. Уразманова
Из книги "Этнография татарского народа", Казань, Магариф, 2004