Мы готовы сшить для вас платье для никаха, свадебное платье.
Свадебный обряд у крымских татар
Один из ярких и особенных обрядов крымско-татарского народа связан с бракосочетанием.
Свадьба - торжественное событие в жизни, которому крымские татары придают особое
значение. В наши дни свадебный обряд в Крыму проводится с соблюдением его основных
элементов и этапов.
К свадьбе готовятся долго, заранее приобретая необходимое приданное - джиез,
нишан богъчасы, для убранства жилья - донатма, для угощения гостей на самой
свадьбе, где соберутся родственники, друзья: 200-250, а иногда и больше человек.
В прежние времена в крымско-татарских семьях, где подрастала дочь, за много
лет вперед начинали готовить приданое. Об этом говорит народная пословица: "Бала
-къучакъта, джиез сандыкъта - Ребенок еще на руках, а приданое должно уже быть
в сундуке". Чаще всего приданым являлись такие вещи: комплект белья - докъуз,
т.е. 9. Это свадебный подарок невесты жениху, состоящий из девяти наименований:
верхняя одежда - штан, кольмек; полотенца - юзьбез; носовые платки - джеп явлукъ,
кисеты - кисе и т.п. Девушки на выданье украшали их вышивками. Этому искусству
обучались дома. Из поколения в поколение передавались секреты крымскотатарской
вышивки. Кроме того, невесты вышивали платки, полотенца, скатерти, постельные
принадлежности для будущего дома. Иногда их количество доходило до 20-30 и более.
Когда молодые люди собираются пожениться, предварительно договорившись между
собой, каждый ставит в известность своих родителей и спрашивает их совета и
разрешения. Принимая решение, родители молодых знакомятся ближе, удостоверяются
в порядочности и благополучии семьи. Обязательно устанавливается родословная.
Не разрешается жениться родственникам до 5 колена со стороны матери, до 7 колена
со стороны отца.
Через некоторое время родители парня в дом девушки направляют сватов - къудалар
для совершения помолвки - сёз кесим. Во время визита обсуждается и намечается
день свадьбы. Девушке преподносится дорогой подарок - нишан. В ответ родители
невесты передают такой же подарок и для жениха.
После совершения сёз кесим молодой человек приход в дом к девушке уже в статусе
жениха. Раньше этот обычай назывался пенджереге бармакъ. Жених приходил к окошку
невесты, где она ненадолго появлялась. Он дарил ей подарок. Этот визит означал
то, что молодые люди могут теперь встречаться уже как жених и невеста.
За 2-3 недели до свадьбы происходит следующий этап -агъыр нишан, т.е заключается
окончательный договор между сторонами, который освящается молитвой. Два-три
представителя жениха приезжают на сторону невесты с подарками для нее и ее близких.
Родители невесты предварительно готовят свои подарки для другой стороны.
Происходит обмен подарками, освященными молитвой. Раньше в этот день невесте
отрезали зилиф - локоны у виска, которые символизировали ее статус невесты и
без которых не совершался обряд бракосочетания - никях. Сегодня это не так принципиально.
Следующий обязательный и важный шаг - никях - мусульманский обряд бракосочетания.
Сейчас он совершается обычно во время агъыр нишан, раньше - на второй день свадьбы.
Никях проводится в присутствии жениха и невесты, а также свидетелей. Родственники
с обеих сторон присутствуют также. Ритуал никях заключается в том, что, по правилам
шариата - мусульманского права, местный мулла в присутствии свидетелей с каждой
стороны спрашивает у невесты, согласна ли она принять в мужья такого-то (называется
имя жениха и чей он сын). Этот вопрос задается трижды, так как стеснительная
невеста обычно только после третьего раза дает ответ. Мулла также спрашивает,
но один раз, у жениха, согласен ли он взять в жены такую-то (называется имя
невесты и чья она дочь). И только после этого, получив положительный ответ невесты
и жениха, подтвержденный свидетелями, мулла объявляет о заключении никяха.
Наконец наступает долгожданный день свадьбы - никях-тою...