Мы готовы сшить для вас платье для никаха, свадебное платье.
Крымскотатарская свадьба
Крымскотатарские свадьбы всегда были многолюдны. На праздник собирается как
правило до 300, а то и больше гостей. По традиции, первый день проходит у невесты,
а второй - у жениха. До 1930-х гг. жених не принимал участия в свадебном торжестве
на стороне невесты. Позже этот обычай стал соблюдаться не так строго, и жених
мог присутствовать и в первый день на празднике.
Свадьба начинается исполнением торжественной мелодии "Такъсим", оповещающей
всех о таком важном событии, как создание новой семьи. Далее обязательно исполняется
"Пешраф", веселая и жизнерадостная музыка, но с нотками грусти, так
как, несмотря на всю торжественность происходящего, присутствует элемент печали
у невесты и ее родных. Распорядитель свадьбы - той агъасы или той ачмакъ произносит
речь, в которой приветствует и благодарит присутствующих от имени хозяев свадьбы,
поздравляет родителей молодых, напутствует невесту и жениха, затем объявляет
свадьбу открытой. Приходя на свадебный вечер на сторону невесты или жениха,
гости со словами: "Селям алейкум! Эйилигинъиз хайырлы олсун!" -"Здравствуйте!
Поздравляем Вас!" поздравляют родителей, близких и дарят молодым подарки.
После этого музыканты исполняют мелодию "Долу" ("Застольная"),
а гости приступают к угощению. Музыка является обязательным и одним из важных
атрибутов свадьбы. Поэтому, чтобы избежать однообразия, к музыкантам приставляется
специальный человек - чалгъыджыларнынъ башында тургъан адам. От того, насколько
он умело руководит музыкантами на свадьбе, зависит очень многое.
Основной частью свадьбы являются танцы. Первым объявляется танец девушки и парня
- как правило, сестры и брата невесты (в первый день), или жениха (на второй
день). Обязательно сначала исполняется древнейший народный крымскотатарский
танец "Агъыр ава", затем -плавный переход к быстрому танцу "Хайтарма",
без которого не обходится ни один праздник у крымских татар. В течение свадьбы
танцуют несколько пар. Кульминация вечера - танец жениха и невесты. Он обычно
продолжается довольно долго, так как каждый участник свадьбы во время этого
танца выходит и дарит деньги молодым, прикрепляя их на специальный атласные
ленты на одежде невесты и жениха, предназначенные специально для этого - акъча
япыштырмакъ. В завершение своего выступления молодые исполняют танец "Хоран
оюны", гости тоже танцуют. После этого танца свадьба завершается исполнением
прощальной мелодии для сватов - "Къудаларгъа марш".
Во второй день за невестой приезжают посланники жениха. Разыгрывается обряд
выкупа невесты. Сваты - къудалар подходят к ее комнате, но подруги не пускают
их, требуя выкупа. В шуточной форме устраивается торг, в результате которого,
получив желаемое - деньги, сладости, подруги разрешают войти к невесте, чтобы
забрать ее. Наступает самый печальный момент свадьбы. Невеста просит у родителей
благословения -эляллыкъ, целует в знак уважения их руки и, заливаясь слезами,
прощается с ними, а также с родными и подругами. Такой обычай, прежде всего,
был связан с тем, что раньше невесту как правилу выдавали замуж в дальнее село,
и не было возможности часто навещать дочь. А во дворе в это время совершенно
иная обстановка: кругом суета, шум, веселье, звучит музыка - готовятся к отъезду
свадебного кортежа. К крыльцу подается машина для невесты, раньше это был нарядный
экипаж. Лошадей украшали монетами, лентами, дорогой сбруей. Из дома невесту
выводит отец, в некоторых случаях - дядя или старший брат. Вместе с невестой
обязательно сажают маленького мальчика - брата или племянника невесты с Кораном.
Коран для невесты покупается ее родителями. Он бережно кладется в Къуран къапакъ
- футляр для Корана, который заранее расшивала богатым орнаментом сама невеста
или ее мать. Родные, близкие и друзья невесты размещаются в свадебном кортеже.
Родители невесты остаются дома. В сопровождении громкой и веселой музыки свадебная
процессия направляется к дому жениха. Раньше по пути молодые люди на лошадях,
сопровождавшие кортеж, устраивали джигитовки - разнообразные сложные упражнения
на лошадях под музыку. Иногда при подъезде к дому жениха свадебную процессию
останавливают его родственники или соседи, обычно молодежь и дети, в шуточной
форме требуя выкупа, и только после получения символических подарков они освобождают
путь.
У дома невесту с гостями встречает жених с матерью и родственниками. Музыканты
исполняют мелодию песни "Агълама келин, агълама ("Не плачь, невеста,
не плачь")". Будущая свекровь за условную цену "выкупает"
Коран невесты, а потом дарит ей подарок. Невеста выходит к жениху, и мать осыпает
их мелкими монетами и конфетами, а дети с шумом собирают их. Приехавших къудалар
приглашают в дом, где их угощают сначала вареньем, чтобы молодым сладко жилось,
а затем подносят традиционный кофе со сладостями. Через некоторое время невеста
и жених в сопровождении къудалар под музыку выходят к праздничному столу, где
уже собрались гости. Свадебный вечер проходит примерно так же, как и в первый
день.
Утром следующего дня свекров, как правило, дарит невестке дорогой подарок, обычно
ювелирное изделие. Невестка приветствует новых родителей, целуя им в знак уважения
руки. Она готовит традиционный кофе невестки - келин къавеси и подает его вместе
со сладостями своим новым родным и первым гостям. Братья и сестры невесты приходят
навестить сестру и приносят в дом молодоженов украшенный лентами веник на счастье
и благополучие новой семьи. Этот обычай называется тойдан сонъ экинджи куню
келиннинъ къардашлары ильванланган сипирки алып келе.
Через неделю после свадьбы устраивается чагъыртув сначала на стороне невесты,
а затем - у жениха. Это маленькое торжество в кругу близких и знакомых с целью
установления более тесных взаимоотношений между новыми родственниками. Так происходит
первая встреча двух породнившихся семей. Эти визиты являются началом взаимных
посещений - барма-кельме - в дальнейшем.
Айшат Зиядин, Крым,
Из журнала "АлТаБаш" (Германия)