Мы готовы сшить для вас платье для никаха, свадебное платье.
Свадебные обычаи темниковских татар и других тюрков
У ногайцев высокое положение и значимость женщин подчеркивалась пословицей:
"Эрдинь атын аты шыгарар яде хатыны шыгарар" ("Слава мужчины
происходит или от коня, или от жены"). У касимовских татар в день свадьбы
перед отъездом жениха в дом невесты в доме самого жениха "собирались мужчины
- родственники и другие участники свадебного поезда. Их угощали. После обеда
жених должен был оставить на столе надкусанный им каравай или ломоть хлеба.
Считалось, что это поможет ему вернуться целым и невредимым. Затем поезжане
выходили на улицу и рассаживались по саням... При выезде со двора дружка стрелял
из ружья, полагая, что отпугнет нечистую силу" (1, с.34). Стрельба из ружей
на свадьбе касимовских татар происходила несколько раз: "При выезде со
двора вслед молодым кидали изюм, кушанье из теста (шишири) и стреляли из ружья.
Считалось, что этими действиями можно обеспечить новобрачным благополучие и
предотвратить возможное вмешательство злых духов в их совместную жизнь"
(1, с.35). Чтобы прогнать злых духов, из ружей в воздух стреляли на свадьбах
казанских и темниковских татар, башкир.
На карачаевской свадьбе джигиты свадебного поезда, возвращающегося с невестой
в дом родителей жениха, палили из ружей и пистолетов, а "впереди везли
настоящие флаги с изображением тамги невесты и жениха. Потерять их считалось
большим позором" (4, с.249).
У темниковских татар невеста причитала рано утром, разбудив всех в доме:
"Тәрәзәләр ачып уг аттым,
Угымның, башларын югалттым.
Барча җәмиятне уяттым".
"Пустит стрелу, раскрыв окно,
Потеряла её наконечник.
Причитая печальным голосом,
Разбудила всех". ("Татары- мишари", Р.Г. Мухамедова, Москва,
"Наука", 1972, с. 162)
У темниковских татар свадебные кони не должны никому уступать дорогу, у сергачских
татар хорошим признаком было, если свадебные кони, забравшие невесту, не останавливались
в пути. Головы коней украшают ткаными и вышитыми полотенцами (8, с.52). По обычаю
сергачских татар, возвращающийся в деревню жениха свадебный поезд должен был
появляться со стороны восхода солнца. У ногайцев "въезд свадебного кортежа
во двор и ввод невесты в дом сопровождались различными играми и магическими
приемами. Это и требование выкупа за въезд - "кап ашар", и за распрягание
коня - "арба туваргыш", и ступание невесты по белой бараньей шкуре
- "табаншал", и введение ее в специальное жилище новобрачных - "отав"
(3, с.169).
"Йөгену" - следуя этому старинному тюркскому обычаю, невеста и жених
отвешивали поклоны перед гостями. В древнетюркском языке это называлось "йукин".
Невеста и жених, стоя рядом, старались поклониться (опираясь руками в колени)
каждому танцующему гостю. Особенно этот обычай сохранился у темниковской группы
татар.
Во время свадьбы происходила замена девичьего головного убора невесты на головной
убор замужней женщины. Церемония открывания лица у невесты существует у ногайцев,
кумыков, чувашей, крещеных татар. У астраханских татар обряд открывания лица
невесты назывался "бит ачар", и человек, открывающий лицо невесты,
наставлял ее на будущую жизнь в новой семье. Покрывало "ау" с головы
карачаевской невесты снимали кончиком лезвия кинжала.
На ногайской свадьбе "в комнату, где собирались старшие родственники жениха,
вводили за руку невесту. Она шла по расстеленному покрывалу. Когда она входила
в комнату, ее обсыпали зерном, конфетами и пели ритуальные песни. Лицо невесты
было закрыто покрывалом. Мальчик ложкой открывал лицо невесты и давал ей мед.
Ложка и тарелка из-под меда отдавались еньге.
Мать жениха в момент открывания лица наступала невесте на ноги со словами "батып
калсын" (пусть в этом доме доживет до глубокой старости). Тогда же ...
могли провести обряд знакомства с родными жениха. Невесту вводили в комнату
и ставили спиной к двери, затем уводили в комнату молодых за занавеску - "шымылдык".
Вечером жениха приводили в родительский дом и давали ему ритуальную чашу бузы"
(3, с. 169). У ногайцев, татар, башкир и кумыков невестка не обращалась к родственникам
мужа по имени, а только используя ласковые слова - по отношению к младшим и
уважительные слова - по отношению к старшим.
ЛИТЕРАТУРА:
1). Е.П. Бусыгин, Ф.Л. Шарифуллина, "Традиционная свадьба касимовских татар
конца XIX - начала XX в." - В книге "Семейная обрядность народов Среднего
Поволжья", Казань, 1990.
3). И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А.И.- М. Сикалиев, "Ногайцы", Черкесск,
1988.
4). Л.И. Лавров, "Карачаевцы", Черкесск, 1978.