Мы готовы сшить для вас платье для никаха, свадебное платье.
Мужское
пространство в традиционной свадебной обрядности татар
Свадебная
обрядность представляет обширный материал для исследования гендерных
стереотипов, их функционирования в той или иной социальной среде, внутри и
вне семьи.
В традиционной свадьбе астраханских татар было
задействовано мужское население разных возрастов: мальчики, подростки,
юноши, мужчины, старики. Их ролевое поведение было различным. Одни
принимали участие, преимущественно, в действиях происходящих во внутреннем
мире - в семье, а другие - во внешнем, за пределами своего дома. Статус
мальчиков и стариков определял более пассивную и замкнутую линию
поведения, в отличие от зрелых женатых мужчин, которым отводилась самая
активная организационная роль, особенно во внешнем мире. Промежуточное
положение между ними занимал возрастной статус подростков и юношей. Роль
последних была более значимой, чем у подростков и тяготела к системе
статуса мужчин. В то же время функции юношей в свадебной обрядности имели
более развлекательный характер, особенно ярко выраженный в предсвадебном и
свадебном циклах. Переход в разряд мужчин знаменовался фактом вступления в
брак. Среднестатистический брачный возраст у юношей – 22,9 лет, был
несколько выше, чем у всех групп татар: волго-уральских – 22,7, сибирских
– 21,9, но гораздо ниже, чем у крымских -25 лет. Причины подобной
вариативности связаны, видимо, с этнической спецификой норм брачного
возраста.
В предсвадебном цикле, характеризующимся переговорами и
знакомством будущих родственников, решающая роль принадлежала мужчинам.
Инициатором выбора невесты был, в основном, отец юноши. Он старался
выбрать девушку помоложе (среднестатистический брачный возраст девушек –
17,9 лет) и соответствующего социального уровня. Он просил одного из
наиболее уважаемых родственников, женатого мужчину, стать сватом. При
отсутствии такового, в качестве свахи могла выступить женщина, которой
доверяли столь сложное дело.
Сват предупреждал через знакомых лиц
отца девушки о предстоящем сватовстве, предоставляя время для
раздумывания. Сват, придя в назначенный час в дом родителей девушки,
старался, в первую очередь, сесть на подушку, в надежде, что этот ритуал
обеспечит успешное сватовство. После чаепития сват беседовал с отцом
девушки и ближайшими родственниками о семье жениха, его благосостоянии.
Они также спрашивали у девушки согласие на брак. Если оно было получено,
то назначали день сговора, на котором должны были присутствовать сват и
ближайшие родственники девушки и юноши (кроме родителей жениха).
Во время сговора обговаривали день свадьбы и свадебные расходы. Со
стороны жениха требовали подарки в виде вещей (отрезы ткани, две рубахи,
женский головной убор, обувь, постельные принадлежности, утварь),
продуктов, денег для матери невесты. Она вручала свату для передачи жениху
платок или полотенце. В богатых семьях жениху дарили шелковый халат,
кушак, тюбетейку, кисет и серебряное кольцо. До свадьбы жениху
предоставлялась возможность увидеть свою невесту, но лишь в присутствии ее
родственниц. В этот период в домах невесты и жениха проводили молодежные
вечеринки, на которые приглашали друзей и подруг. Юноши пели, играли на
домбре.
Свадебный цикл начинался со дня бракосочетания. В этот день
в доме жениха женщины готовились к отправке в дом невесты свадебных даров,
завернутых в девять узелков. Их сопровождали двое мужчин, которым доверяли
деньги, предназначенные для родителей невесты.
Обряд религиозного
бракосочетания проводили в доме невесты, в присутствии мужчин – отцов и
родственников молодых. Двое мужчин выступали в роли свидетелей с каждой
стороны. С ними приезжали жених с одним или несколькими дружками. Обряд
совершал мусульманский священнослужитель мулла со своим
помощником.
В тот же день в дом жениха перевозили приданое невесты.
В охране вещей и шуточном торге принимали участие мальчики, которых потом
одаривали. В их обязанность входило также стучать по воротам при встрече
гостей во время свадебного пира. Им раздавали кусочки верхней корочки
пирога с пожеланием стать в будущем хорошими танцорами.
Вечером на
свадебный пир приглашали мужчин. Они пели, играли на музыкальных
инструментах – гармони, скрипке, били в бубен и плясали.
На
рассвете жених с дружками и кучером ехали в дом невесты. У входа в ее
комнату жених давал выкуп родственницам и забирал невесту. К жениху
подходили юноши села, требовавшие выкуп за то, что они оберегали девушку.
Они, получив деньги, пропускали свадебный кортеж. Дружки жениха, выезжая
со двора невесты пели специальные песни – баиты.
В честь приезда
молодой в доме жениха устраивали встречу для молодежи. Вечером один из
родственников заходил в дома, где жили девушки и приглашал их на
вечеринку. Туда же приходили юноши. Им отводилось место на полу, у
двери.
На свадьбу в доме жениха утром приглашали женщин, вечером –
мужчин разных возрастов. Активное участие принимали различные свадебные
чины – дружки жениха, глава, ответственный за проведение свадьбы и т.
п.
После свадьбы мужское пространство долгое время оставалось закрытым для молодой
женщины. Она не имела права разговаривать со свекром и старшими братьями мужа
до тех пор, пока не получала специального разрешения от них. Традиционный мужской
поведенческий комплекс, имеющий социально – историческую основу, претерпел,
в дальнейшем, значительные изменения.