Мы готовы сшить вам татарское свадебное платье
и платье для никаха.
Свадебные обряды татар возвращаются в жизнь
Татарская молодежь сегодня все больше предпочитает свадьбы по старинным обрядам
- тем более что это просто. Жених заворачивает невесту в покрывало и везет в
мечеть, где мулла при свидетелях читает молитву "никах", в результате
которой женщина становится "разрешенной" для мужчины. С другой стороны,
традиционные нормы фикха - свода норм поведения - позволяют мусульманину иметь
одновременно до четырех жен, но требуют от него относиться к женам одинаково
справедливо. После заключения брака муж обязан предоставить жене соответствующее
жилье и содержание.
Многовековое проживание совместно с русскими не прошло бесследно для татарок.
Ни один татарин в трезвом уме и твердой памяти сегодня не решится даже заговорить
со своей женой о том, чтобы привести в дом еще одну жену, хотя желание привести
вторую женщину в многоуровневый коттедж, которыми нынче обзавелись многие татары,
достигшие определенного положения в обществе, есть, надо признать, у многих.
И никах для них был бы спасением, но немногие решаются на такой шаг. Татарки
женой считают не столько венчанную, сколько расписанную в ЗАГСе. Все остальные,
которые на стороне, пусть даже мулла никах читал при свидетелях, - только лишь
любовницы. Однако мусульманские обряды возвращаются в современную жизнь. Все
чаще можно видеть, как свадебный поезд тормозит возле мечети и молодые идут
к мулле, который провозгласит их мужем и женой перед Всевышним, после чего они
едут в ЗАГС, чтобы стать мужем и женой перед законом. Чаще муллу зовут в дом
невесты, как того требует свадебный обряд.
Несколько лет назад японские тележурналисты снимали никах в доме известного
казанского бизнесмена, выдававшего замуж дочь. Обряд требует, чтобы кроме муллы
в доме присутствовали только самые близкие родственники. Так и было: молодые
сидели во главе по-праздничному накрытого стола, по правую руку от невесты сидел
мулла, а далее по старшинству бабушки, дедушки и родители. Специально для телевизионщиков,
чтобы не переводить дважды, мулла читал молитвы на татарском, а наставления
для молодых - по-русски. В старину мулла записывал в книгу регистрации брака
условия заключения брака с подробным описанием подарков, полученных как женихом,
так и невестой, и отдельно обговаривалась сумма, которую должен был выплатить
муж жене в случае развода. После молитвы наступил час трапезы. Было чрезвычайно
удивительно видеть, как точно соблюден порядок блюд, подаваемых к столу: лапша,
губадья (пирог с множеством аппетитно подобранных начинок), от которой японцы
пришли в полный восторг, картошка с тушеным мясом. К чаю подали мед и чак-чак.
Молодых немного смущала телекамера, томили августовское солнце за окном и долгие
наставления муллы, а в остальном все было очень просто и естественно. Наверное,
потому, что все эти традиции живут в народе и не переставали жить в, казалось
бы, самые некомфортные для народных обычаев советские времена.
Кстати, комсомольцы тоже невест крали - за примером далеко ходить не надо. Экс-премьер-министр
Татарстана Мухаммат Сабиров, будучи студентом и комсомольцем, свою будущую жену
именно украл. Привел любимую на свой конец большого села Кушнаренково, предложил
зайти в дом, познакомиться с матерью и сестрой, та засмущалась и стала отказываться.
Тут он и говорит: "Фагима, послушай, ты отсюда уже домой не вернешься.
Пойдем к нам, ты станешь моей женой. Я тебя люблю, мне другой не надо".
Такими воспоминаниями о событиях полувековой давности поделился Сабиров в автобиографической
повести "Три горы". "Она даже обиделась, встала. И мы направились
обратно, но, когда проходили мимо нашего дома, я схватил ее за руку и потащил
к калитке. Тут у нас завязалась борьба, впрочем, полушутливая. Вся эта возня
закончилась неприятностью: на Фагиме было летнее светлое пальто, еще новое,
и она случайно порвала себе рукав за проволоку на соседнем заборе. Тут Фагима
совсем рассердилась, перестала на время сопротивляться, всем видом показывая,
что игра закончилась. Мне же отступать было некуда. Я подхватил ее на руки и
направился к калитке. А как ее открыть, когда руки заняты? Я жену несу! Наконец
из дома выбежали женщины, открыли нам, и я внес свою суженую в дом. Тут мама
спохватилась, бросилась в дом за подушками и зерном. По обычаю нужно невестке
через порог по мягкому ступать, чтобы так потом и жилось, а зерном нас осыпали,
чтобы богатыми были. А на резонный вопрос старшей сестры: "Что же ты делаешь?
Ты же советский студент, комсомолец!" - так же резонно ответил: "А
что я сделал? Сама видишь, невесту украл, как положено по обычаям". Хотя
по обычаям у татар, как и у русских, были положены сватовство, смотрины, невеста
за занавеской, знакомство с той и другой родней, выкуп, подарки, мальчишник.
У татар даже есть поговорка: "Вон сваха идет, штанину выпустила".
На сапог, чтобы была видна из-под подола. А сват шел по деревне, подвернув штанину,
или нес в руке длинный шест с привязанным платком на верхнем конце. Отличие
от русской лишь в том, что свадьба проводилась в доме невесты.
Есть и еще один любопытный момент, неизвестный русским. После хлебосольной
свадьбы родственники невесты стелили молодым постель из перин.
Сколько перин положат, столько ночей муж и проведет в доме жены
после свадьбы. Чем богаче невеста, тем больше перин, тем длиннее
медовый период. Ночь кончалась, одну перину убирали. А потом муж
приходил к своей законной жене раз в неделю, в обговоренный родственниками
день, - такое вот мягкое вхождение в совместную жизнь. И только
перезнакомившись со всеми родственниками жены и всех одарив подарками,
забирал жену в свой дом. Такая свадьба требовала больших денег.
Если их не было, то девушка тайком убегала в дом к любимому или
возлюбленную воровали, как это сделал Мухаммат Сабиров. У которого
и денег не было, и времени не было соблюсти все нормы поведения.
И надо было студенту-комсомольцу выбираться из ситуации, чтобы
не опозорить девушку-комсомолку и самому не расстаться с комсомольским
и студенческим билетами. Его история завершилась счастливо. Правда,
вначале поохали-поплакали и побежали средь ночи будить авторитетного
для селян человека, чтобы тот согласился сходить за родителями
Фагимы и привести их в дом Мухаммата, чтобы решить дело миром.
Родители всегда родители: постыдили жениха, поругали дочь. А на
следующий день сыграли свадьбу. "Наверно, это громко сказано",
- вспоминает Мухаммат Сабиров. "Никакого современно шику,
разумеется, не было. Отец Фагимы возчиком работал на маслозаводе,
договорился с директором и подъехал за нами на директорском тарантасе.
Мы поехали в районный ЗАГС, где нас расписали". Нынче к дому
невесты подъезжают на "тарантасе" мощностью в полтораста
лошадиных сил и более, но уже и они привычно вписались в свадебный
обряд, который, если присмотреться, мало изменился за прошедшие
века. У кого есть деньги, тот закатывает пышную свадьбу. Остальные
счастливы по-своему. Так и ведется.