Мы готовы сшить для Вас национальное свадебное платье, платье на никах.
Туркменская свадьба
Однажды в одну из восточных стран приехал с торговым караваном юноша. Встретив
прекрасную девушку, он отправил сватов к ее отцу. Отец дал согласие, а в качестве
калыма попросил лишь корзину соломы. Сыграли свадьбу, молодые отправились на
родину жениха. Когда по дороге им встретилась река, один из караванщиков потребовал,
чтобы новобрачная переправилась через нее в самой ненадежной лодке. Почувствовав,
как мало стоит ее жизнь в глазах спутников, девушка пожелала вернуться домой.
Дома она пожаловалась отцу, что он слишком низко оценил ее. Тогда в качестве
калыма отец потребовал корзину золота. Караванщикам ничего не оставалось, как
уплатить новый калым... Когда караван снова подошел к реке, новобрачную переправили
через нее в самой лучшей лодке.
Так гласит арабская сказка.
Но так ли сказочно бывает в жизни?
Постановление "О государственном калыме", которое летом 2001 года
было принято в Туркмении, вызвало бурную реакцию в российской прессе. Согласно
этому документу, каждый иностранец, пожелавший взять в жены туркменскую девушку,
должен внести на расчетный счет государственной страховой организации Туркменистана
сумму в размере не менее 50 тыс. долларов США "в обеспечение гарантий для
несовершеннолетних детей на случай расторжения брака". Кроме того, будущий
муж должен прожить в Туркмении не менее года, чтобы узнать обычаи и традиции
своей невесты, которым он будет следовать. Наличие собственного жилья у иностранного
жениха - также необходимое условие для заключения брака с луноликой красавицей.
Считается, что туркменские женщины - самые красивые на Востоке. Может, поэтому
власти Туркменистана решили социально защитить своих молодых гражданок, которые
нередко либо попадают в гаремы богатых представителей ряда азиатских стран,
либо страдают имущественно, заключая брак с приезжими аферистами, выдающими
себя за процветающих зарубежных бизнесменов. Но для настоящей любви деньги -
не помеха. Отсюда и побеги девушек из отчего дома. Без традиционного благословения
родителей, без калыма.
Обычно калым в Средней Азии связывают с исламом. Однако как специфический социальный
институт он имеет свою доисламскую историю. Калым возник в период разложения
первобытнообщинного строя, и факт его появления в ту или иную эпоху может быть
установлен для всех народов, не исключая славян. У народов Средней Азии, Кавказа
и Сибири, где своеобразная плата за невесту традиционно была широко распространена,
калым имеет разные названия и формы. Тем не менее в русском языке нет более
близкого слова для обозначения ни адыгейского "уасэ", ни осетинского
"ирад", ни татарского "кебин", ни брачного дара "махр".
Калым (по-тюркски - возмещение, остаток) означал плату-возмещение за потерю
рабочей силы - девушки, уходящей из дома родителей в дом жениха. Ислам канонизировал
этот обычай, обязательным стал махр - брачный дар, который жених преподносит
невесте. Каждый покоренный арабами народ вносил в махр свою специфику, свою
самобытность. Исламский махр и традиционный калым разграничены принадлежностью
к разным правовым системам: калым относится к адату, т.е. обычному праву, а
махр - к шариату, т.е. к мусульманскому праву. Если калым выплачивается как
предварительное условие заключения брака родителям или родственникам невесты,
то махр предоставляется жене уже после заключения брака как материальная гарантия
в случае развода. В отличие от калыма махр - собственность жены, а не родственников.
Туркменских девушек к семейной жизни готовят с детства. Неудивительно, что размер
калыма иногда достигал очень больших сумм. В 70-е годы туркменская поэтесса
Тоушан Эсенова опубликовала в "Литературной газете" гневную статью
под названием "Этот ненавистный калым", сетуя, что даже советская
власть не могла покончить с феодально-байским пережитком прошлого. Она писала,
что житель колхоза "Правда" Туркменской ССР за свою дочь потребовал
калым в размере 10 000 руб. наличными, 100 халатов и 20 голов овец. И это несмотря
на то, что калым отменен властью, а за его уплату и получение установлена уголовная
ответственность. Однако калым сохранился, он стал лишь неофициальным. Калым
брали в виде подарков - традиционной части свадебного обряда, свадебных и прочих
расходов, его границы стали размыты. Есть данные, что в последние годы существования
советской власти в Туркмении цена на невесту-текинку в Ашхабаде и Мары достигала
30 тыс. руб. Было ли это исключением или общим правилом, сказать сложно. Но
даже если размер калыма носил чисто символический характер, традиции все равно
оставались прежними. Если жених был бедным и не мог заплатить калым за невесту,
то прибегали к другим формам брака. Например, если у парня была сестра на выданье,
а у приглянувшейся ему девушки - брат, можно было совершить обменный брак: глава
семьи, отдавая замуж дочь, получал в обмен невесту для сына. Или в счет будущего
калыма женихи из бедных слоев населения устраивались к родителям невесты на
бесплатную работу, чтобы потом жениться на их дочке.
У отдельных тюркоязычных народов, в том числе и у туркмен, был обычай "кайтарма".
Суть его в том, что жених платил часть калыма до свадьбы. После свадьбы родители
возвращали дочь к себе до тех пор, пока калым не будет уплачен полностью. Это
иногда растягивалось на годы, особенно в давние времена. В любом случае выход
из положения всегда находился. Муж посещал любимую жену тайно. Но согласно обычаю,
если бы его застали с женой, то могли убить.
Когда цена на хорошую невесту непомерно велика, возможны браки между дальними
родственниками: со своими всегда проще договориться о размере калыма. А хорошую
невесту найти не всегда просто.
Как правило, невесту сватают родители или ближайшие родственники. Ло прихода
родителей жениха родители невесты предварительно между собой договаривались
о размере калыма, который объявлялся при официальной встрече во избежание споров.
Хотя возможны и инсценированные споры, в результате которых сумма значительно
уменьшается. Решающее слово принадлежит отцу невесты или тому, кто заменяет
его. Сватанье девушек происходит примерно так: родители парня приходят в дом
невесты и приносят сачак (скатерть-дастархан с блюдами из национальной кухни).
Если родители девушки согласны породниться с этой семьей, они открывают сачак.
Если нет, к нему даже не притрагиваются. После сватовства девушка и ее родня
готовят список калыма, в котором указывается все до мелочей: сколько баранов,
коров, сколько метров и какой ткани, сколько денег и золотых украшений. На это
уходит определенное время, иногда несколько месяцев. Но когда калым приносят
в дом невесты, это означает, что скоро будет пышная свадьба.
Мадина Мамаднабиева
"Калым да любовь", журнал "Националь" №1, январь 2005