Мы готовы сшить вам национальное свадебное платье.
Свадебные обряды буйских удмуртов
"Вилькенак нушкан" - "невесту воровать",
- так у буйских удмуртов называется обряд умыкания невесты, с
которого и начинается собственно удмуртская свадьба. Жених кияу
заранее договаривался с друзьями о дне похищения девушки. Считалось,
что красть невесту нежелательно в субботу, вторник и среду. Эти
дни считались несчастливыми. Самыми же благоприятными днями были
четверг и пятница.
После воровства кто-то из друзей жениха нес родителям девушки бутылку вина.
Если отец с матерью принимали ее, это означало, что они согласны на свадьбу.
Если родственники невесты не соглашались на брак, они ехали и забирали девушку.
В доме жениха готовились к встрече невесты. Когда невеста переступала через
порог, под ноги ей подкладывали подушку, чтобы будущая ее жизнь была "мягкой".
На подушку клали деньги и платок. Невеста должна была наступить на подушку правой
ногой, а платок и деньги взять.
На следующее утро проводился обряд купания невесты вилькенак пылатон. В этот
день в доме жениха собирались все его родственники. Молодая шла за водой на
родник или к реке, за ней шли парни и девушки. Когда подходили к реке, один
из парней опускал правую ногу невесты в воду и спрашивал: "Что даешь? Чем
даришь?" Девушка должна была подарить ему носовой платок. На реке шутили,
обливались водой.
Дома начинали знакомить молодую с будущими родственниками. Невеста вставала
на колени, рядом с ней становилась помощница. Невеста наливала из ведра в чашку
ключевую воду и подавала ее родственнику, который тоже становился на колени.
При этом помощница, как правило, сестра жениха, говорила: "Эта тебе будет
тетя, этот дядя". Стоящий на коленях отпивал немножко воды, а остальную
через плечо разбрызгивал на собравшихся. Затем в пустую чашку он клал монету
и подавал невесте (Полевые материалы, собранные в с. Кирга в 1993 г.).
В этот же день мать жениха усаживала сноху на подушку, положив на нее платок.
Свекровь три раза приподнимала невесту вместе с подушкой, при этом говорила:
"Мы хорошо будем жить". Затем надевала снохе платок и чулки. После
этого молодой уже не разрешалось показывать волосы и ноги, т.е. ходить без чулок
и головного убора.
На свадьбу обязательно назначали торо. Его роль схожа с ролью крестного и крестной
в русской свадьбе. Своего торо выбирали как со стороны жениха, так и со стороны
невесты. После обряда купания невесты варили кашу. Старший в семье или торо
молился во дворе усадьбы. В молитве просили, чтобы молодые жили счастливо, чтобы
у них было много детей, чтобы они почитали родителей.
Уже после обеда жених с невестой и другие родственники ходили по домам родственников.
В первую очередь в гости заходили к торо. Вечером или через два-три дня родители
жениха ехали к родителям невесты на сговор келшон. Саму свадьбу принято было
играть через два-три месяца совместной жизни молодых. В доме жениха перед тем,
как ехать на свадебный пир сюан к невесте, на стол клали каравай хлеба. Отец
жениха молился: "Пусть будет хорошая нам дорога" (Там же).
Поезжан у ворот встречали с гармошкой, подносили хлеб с маслом, родители жениха
пробовали его. Перед воротами стреляли из ружья или ударяли палкой по воротам,
чтобы злые духи не испортили жизнь молодым. Родителей жениха вносили в дом на
руках и усаживали на подушки в передний угол. Гости рассаживались за столом.
Родственники невесты садились не всегда, иногда принимали гостей стоя. Жениха
и невесту раньше за стол также не усаживали. Считалось, что можно начинать пир,
когда на стол ставили молельную кашу, сваренную на гусином бульоне. Поезжане
привозили с собой подарки новым родственникам. Обряд одаривания подарками назывался
силаськон.
После этого поезжане вносили поднос с выпечкой си и ставили его на стол. Все,
кто пробовал привезенную стряпню, должны были положить на поднос деньги. Затем
со стола убирали всю еду, и жених ставил на стол четверть вина ныл вина, которое
шло как выкуп за невесту. Начиналось обычное веселье, шутки, пляски.
Потом поезжане собирались идти в гости к родственникам невесты. Первым делом
заходили к торо. В каждом доме был накрыт стол. После обхода все снова собирались
в доме невесты. Когда наступало время уезжать, обычно кто-то из родни невесты
приходил с бутылкой и кнутом. "Вы долго сидели, пора уезжать, вот пейте
напоследок", - говорил он и подносил всем стопку вина. Эту стопку затем
разбивали у ворот (Полевые материалы, собранные в д. Кипчак в 1994 г.).
Наступал ответственный момент, друзья жениха готовились уносить сундук с невестиным
приданым. Приданое состояло в основном из рукоделия девушки: рубах, фартуков,
другой одежды, скатертей, полотенец, браных занавесок на потолок кошага, занавесок
катанчи, покрывал на нары, пологов, мешков, одеял, подушек, перин. Когда невесту
привозили в дом жениха, вся родня собиралась смотреть приданое. Ритуал встречи
гостей у жениха во многом повторял те действия, которые мы наблюдали в доме
невесты.
На свадьбе было принято испытывать молодую - ее заставляли подметать пол, "мучили"
ее, постоянно подбрасывая мусор и деньги. Говорили, что если невеста плохо подметет
пол, то жених будет рябой. Заставляли невесту печь блины. Первый блин подносили
жениху. Жених, если невеста была "честная", начинал есть его с края,
а если "нечестная" - с середины.
По окончании свадьбы было принято вновь обходить всех родственников. Родители,
братья, сестры невесты ходили по своей родне, а жених с невестой, его родители
вечером после свадьбы шли сначала к торо, а потом заходили ко всем родственникам.
из книги: Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в XIX-XX вв. Пермь, 2002