Мы готовы сшить вам национальное свадебное платье.
Свадьба у коми-пермяков
Свадебные обряды. В народной среде преобладал брак по договору,
то есть с согласия молодых и родителей. Но нередко еще в первой
четверти XX в. случалось, что для молодых решающее значение имел
отцовский выбор. Брачный сговор обязательно завершался церковным
венчанием. У коми-пермяков ранее существовал обычай купли и продажи
невесты, но в конце XIX в. он уже не имел большого значения, как
это известно у других финно-угорских народов, в частности у манси,
удмуртов, марийцев.
Церемонию сватовства возглавлял отец жениха. Вместе с близкими
родственниками - сватами и женихом он отправлялся к родителям
невесты. У иньвенских коми-пермяков, которые являлись крепостными
Строгановых, требовалось на предстоящее сватовство "испросить
дозволение у своего начальства и приходского священника".
При входе в дом невесты исполнялся ритуал, который очевидец описал
так: "Сватовщик отворяет избные двери в три приема. Сначала
отворял немного и снова затворял наглухо. Потом отворял вторично
и тотчас притворял. Наконец в третий раз отворял дверь совсем.
Во время входа в избу, перенеся через порог правую ногу, сватовщик
пристукивал о порог ногой и потом уже ступал на пол. Выйдя из-под
палатей на середину комнаты, под матицу, сватовщик молится Богу,
молча кланяется хозяевам и садится на лавку. Он молчит, пока хозяин
не спросит его о причине прихода". В этот момент сватов не
принято было угощать, хотя разговор мог длиться до пяти часов.
Иногда сваты приходили до трех раз.
При обоюдном согласии назначался день рукобитья, просватанья.
Сваты собирались в доме невесты для окончательного ответа ее родителей
выдать дочь замуж. Отец невесты в знак согласия приказывал поставить
на стол хлеб, соль и зажечь перед иконами свечку. Все молились
Богу, и при чтении Иисусовой молитвы отцы невесты и жениха брали,
друг друга за правые руки, и с одной стороны близкий человек отца
жениха, а с другой - мать невесты руки разнимали. Этим ритуалом
при свидетелях утверждалось заключение свадебного договора. После
все садились за стол, принимали угощение. Невеста дарила подарки
сватам и жениху. Дарами были платки, пояса, пояски к обуви, холст.
После рукобитья невеста считалась просватанной.
Потом родители и молодые занимались подготовкой свадьбы. Почти
каждый вечер у невесты собирались подруги. Приглашали вытницу
- замужнюю женщину, умеющую не только петь свадебные песни, но
и знающую причитания - плачи. Невеста с подругами навещала родственников,
обязательно получая благословение родителей на выход из дома.
В гости невеста шла с подарками; в момент их вручения девушки
пели песни.
Отец жениха из близкой родни подбирал поезжан - тех, кто поедет
за невестой и повезет ее в церковь. В их число обязательно входил
дружка -главный распорядитель свадебных церемониалов и колдун
- вежливец. По мнению коми-пермяков, "присутствие вежливца
отвращает от свадебного поезда великий злой умысел злого человека
или врага, то есть другого колдуна. В это время суеверные пермяки
особенно опасаются, не обротил бы он - этот злой человек - свадебжан
в зверей или птиц".
В канун свадьбы девушки устраивали девичник, пели песни, расплетали
невесте косу, водили в баню. Шли приготовления к свадьбе и в доме
жениха. Готовилось угощение, украшался дом. В день свадьбы поезжане
собирались у жениха, принимали угощение и с благословением хозяина
отправлялись за невестой. Поезжан всегда было нечетное число,
чаще 7-9 человек. Впереди ехали большой и малые дружки, за ними
- бояре, потом тысяцкий с женихом, затем сваха и сзади - колдун.
Несколько обрядов совершалось возле дома и в доме невесты. Сначала
шел разговор дружки с отцом невесты, во время которого по свадебному
поезду стреляли из ружей холостыми зарядами, отпугивая злых духов.
Пели много песен; дружка выспрашивал хозяина о готовности к свадьбе.
В доме дружка, жених, невеста и ее отец обменивались дарами.
Жених и невеста дарили друг другу караваи хлеба в знак того, что
в совместной жизни хлеба у них будет много. Когда невеста принимала
подарки, колдун поднимал с пола солому и трижды подбрасывал к
ее ногам - тоже для избавления от нечистых духов.
Важный ритуал разыгрывался на кухне, куда уходила невеста. В
описании его, составленном в середине XIX в., сообщаются такие
подробности: "Невеста, как прежде, садится в кути против
печи на лавку. Вежливец, зачерпнув ковшом воду из кадки, дает
невесте умыться в отстранение призоров и уроков, а иногда умывает
ее сам. Женихова сваха выкупает у девок невесту за медный гривенник,
потом одевает ее в платье, привезенное от жениха. Первоначально
чешет ей волосы, потом надевает чулки, коты, китайник (сарафан.
- Г.Ч.), в заключение, сотворив молитву, берет обеими руками фату,
обносит ее по солнцу вокруг головы, относит на сторону и встряхивает.
Повторяет это три раза и наконец надевает фату на голову. Это
делается для защиты головы от всего худого - от призоров, от уроков".
Родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом, и поезд
направлялся в церковь. В пути поезжане кланялись всем встречным.
Если у дороги обнаруживали ценик - голик, то поезд останавливался
и все поезжане троекратно хлестали себя кнутом. Верили, что в
венике, особенно если он был поставлен стоймя, обязательно находилась
нечистая сила, от которой можно было избавиться только таким способом.
По окончании венчания свахи уводили молодых в сторону и надевали
на молодуху - с этого момента так называли невесту - шамшуру или
кокошник - головные уборы замужних женщин. Молодуха вынимала из-за
пазухи рыбный пирог, полученный от матери перед выходом из родительского
дома, и угощала им мужа. Перед тем как отъезжать от церкви, колдун
осматривал лошадей, сани и произносил заговоры, в которых просил
Богородицу и Егория Храброго благословить его и "защитить
со всем полком, с поездом от еретиков, от злоумышленников и от
всех клеветников".
У дома мужа молодых встречали отец с иконой, мать с хлебом и
солью, братья и сестры с пивом. Все входили в избу. Молодые молились
на икону, которую держал отец. Положив по три поклона, получали
отцовское и материнское благословение иконой и хлебом. Свахи уводили
молодуху на кухню, заплетали ей две косы и вновь надевали на голову
шамшуру или кокошник. После этого молодых сажали в передний угол,
положив под них войлок или подушку. Начинался ужин. Каждое блюдо
подавалось по требованию дружки. После ужина молодых уводили ночевать;
к постели их провожали родители, свахи, все поезжане и колдун,
присутствие которого считалось обязательным.
На следующий день устраивали большой стол. Дружки собирали гостей.
К молодым первым приходил колдун, затем свахи. Молодые дарили
подарки: отцу - рубаху и набор поясов, матери - рубаху с наплечьями,
пояса, свахам - холст и пояса, дружке - платок и пояса-кушаки,
колдуну - штаны с поясом. При дарении прочно соблюдался обычай,
смысла которого, правда, уже никто не знал уже в середине XIX
в.: получившие подарок "вытирали усы и бороду медною монетою,
даже женщины терли монетою верхнюю губу и подбородок". Затем
накрывали праздничный стол.
В очередной день молодые приглашали на пирожные столы родственников,
знакомых, поезжан, чтобы показать свое умение в приготовлении
блюд и заявить о себе как о будущих хороших хозяевах. По окончании
свадебных празднеств молодые выносили из дома солому, прибирали
посуду.
После свадьбы молодые посещали родителей невесты. Их встречали
обильным столом, обязательно блинами. Назывался этот ритуал хлебинами.
Русские считали хлебины заключительным этапом свадьбы, а коми-пермяки
относили их к послесвадебному периоду. Иногда хлебины устраивали
в обеих породнившихся семьях. На хлебинах соблюдался общепринятый
ритуал: теща подавала на стол блины, накрытые платком и блюдом,
зять убирал платок, клал вместо него деньги. Молодые целовали
родителей и ели блины. Деньги в этом обряде, очевидно, выражали
существовавший прежде выкуп за невесту.
Особое значение в свадебном обряде имели песни, причитания,
приговоры дружек. Их известно большое количество, почти все они
общерусские. Но у коми-пермяков, по мнению фольклористов, в них
выражены локальные различия, касающиеся не мотивов песен, а репертуара
в целом. У иньвенских коми-пермяков предпочтение отдавалось песням
"Вы возьмитеко, подруженьки, мелку часту щеточку, расчешите
мою косыньку, разберите мою русую...", "Соколы, вы,
соколы, соколы перелетные, вы где, соколы, полетали...",
"Ах, по морю, морю синему, по синему, по Хвалынскому...",
"Ох, ты, утка, ты, уточка, сера, мала перепелица! Ты зачем
рано выходила из тепла гнезда утичьего..." и др.
Г.Н. Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, "Сократ",
2002г