Мы готовы сшить вам национальное свадебное платье.
Марийская свадьба
Семейные обряды. Их было много, но остановимся на свадьбе, так
как она знаменуют наиболее значительные события в жизни семьи
и является отчетливо выраженным компонентом традиционной марийской
культуры. В ней долго сохранялись архаические черты, что объяснялось
стойкостью семейно-родственных связей и языческих представлений.
Сватали невесту обычно отец жениха, близкие родственники - обязательно
мужчины. Первым лицом был сюанвуй - глава свадьбы, которого приглашали
читать молитвы на всех этапах обряда. Перед сватовством сваты
в доме жениха молились Куго Юмо (Великому или Большому Богу),
Тунга Пуюршо Юмо (Творцу мира) и всем домашним богам. Чтобы переговоры
стали удачными, с собой брали рябиновые веточки. Символом благополучия
был хлеб, поэтому его тоже брали в дом будущей невесты.
Как и у русских, накануне свадьбы девушки ходили в баню, но
у марийцев баня сопровождалась своими ритуалами: топили ее подруги
невесты, веник и мыло приносили от жениха, по окончании мытья
невеста благодарила баню и по дороге в дом обращалась к домашним
богам. К свадьбе готовились не только родители невесты и жениха,
но и многочисленные родственники. Во время свадьбы гости посещали
родственников и принимали от них угощение такое же обильное, как
и в домах родителей. Это говорит о том, что браку марийцев был
праздником не только двух семей, но и большого родственного коллектива.
Свадьба начиналась с поездки за невестой. Обычно родители отдавали
ее за выкуп. Жених увозил невесту в родительский дом после того,
как она прощалась с отцом, матерью, а также со всеми дворовыми
постройками. При этом пелись песни прощания.
Встреча молодой у дома и в доме жениха обставлялась ритуалами
приобщения ее к новой семье. Под ноги ей стлали шубу, на которую
присутствующие бросали серебряные монеты; молодая их собирала
и бросала на крышу дома или во двор, чтобы в доме жениха у нее
была удачная жизнь. После этого все заходили в дом, где устраивался
первый свадебный пир. Завершив его, отправлялись гулять на всю
ночь по домам родственников. Праздничные приемы, как и вся свадьба,
сопровождались музыкой, пением, плясками.
На второй день молодых венчали, но не в церкви, поскольку красноуфимские
марийцы оставались некрещеными. Молодых уводили в отдельно стоящий
на усадьбе домик, где приглашенная пожилая женщина объявляла их
мужем и женой. В этот момент между молодыми сажали маленькую девочку
- символ продолжения рода. На молодую надевали шынгашобычо - головной
убор замужней женщины. Мужа и жену осыпали зерном и хмелем, чтобы
вызвать плодовитость семьи, при этом для них исполнялось много
песен с пожеланиями и советами.
К вечеру второго дня свадьбы новобрачные и гости направлялись
в дом родителей молодой. Это посещение сопровождалось очередным
пиром, продолжение которого было в домах родственников.
В 1930-е гг. начался процесс упрощения традиционных
ритуалов свадеб, что было вызвано социальными преобразованиями,
сменой культурных ориентиров, отказом от религиозных ценностей
и массовым появлением малых семей взамен больших. Однако в последнее
время интерес к старой свадьбе оживился. Молодежь надевает на
свадьбу традиционные
костюмы, молодая дарит вышитые рубахи и полотенца, исполняются
старые песни, соблюдаются обряды, символизирующие приобщение молодой
к новому семейству, готовятся старинные блюда и напитки. В определенной
мере и в трансформированном виде восстанавливаются и послесвадебные
ритуалы - приглашение новобрачных в гости, взаимные визиты родителей
новобрачных и их родственников.
Г.Н. Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, "Сократ",
2002г