Мы готовы сшить вам национальное свадебное платье.
Выполняем заказы для других регионов.
Марийские свадебные танцы
Значительным событием в жизни мари являлась, является и в настоящее
время свадьба. Как правило, свадьба
сопровождается яркими обрядами, массовыми плясками дружек, сольными
свата и свахи и различными играми. Начинается свадьба со сватовства.
Жених со сватами заходит в дом невесты. После многочисленных переговоров вводят
невесту, одетую в праздничную одежду. Если девушка согласна выйти замуж за этого
парня, то кладет полотенце на правое плечо жениха. После этого им наливают в
ковши вина, и они становятся на колени, чуть отпивают вина. Затем меняются ковшами
и выпивают до дна.
В день свадьбы в доме жениха собираются родственники, молодежь, музыканты. После
угощения начинаются танцы под волынку и барабан. Нужно отметить, что наличие
волынок и барабанов играет важную роль на свадьбе. Чем больше барабанов и волынок,
тем более значительной считается свадьба и тем счастливее будут жить молодые.
Первым пляшет савуш - распорядитель свадьбы, за ним все остальные. Навеселившись
и получив наставления, свадебный поезд направляется к невесте. Как только свадебная
процессия подъезжает к ее дому, невеста выходит на улицу с лянгусом пива. Затем
гости входят в дом, садятся за столы и начинается пиршество, которым руководит
"сÿанвуй" (Голова свадьбы). Одновременно молодежь во главе с савушем
развлекаются танцами, играми. Через некоторое время процессия с песнями и плясками
переходит в другой дом, и таким образом обходят всех родственников, а иногда
и всю деревню.
Перед отъездом свадьбы к жениху молодого парня одевают в невестино платье или
же набрасывают на него черный свадебный кафтан и называют его "первая невеста".
Затем "первую невесту" ведут к гостям, обводят три раза вокруг стола
и возвращаются назад к невесте. Это делается для того, чтобы оградить невесту
от колдовства, сглаза. Невеста одевает свадебный наряд и выходит к родителям.
Те благословляют, и молодые выходят на улицу. После приглашения сесть невеста
три раза наступает на подножку повозки и каждый раз пятится назад. Тогда савуш
три раза бьет кнутом ее по спине, после чего невеста садится рядом с женихом,
и свадебный поезд направляется к жениху. В доме жениха молодых встречают его
родители. Снова происходит обряд с ковшами, после чего с невесты снимают девичий
головной убор и надевают женский. Невеста одаривает всех родственников жениха
подарками. После этого продолжается пиршество, веселье, чем и заканчивается
свадьба.
Как мы видим, танцу марийский народ отводил большое место в своей жизни. Не
будет преувеличением, если скажем, что в танцах отразилась вся жизнь марийского
народа, его трудовая деятельность, верования, мечты о лучшей доле, взаимоотношения
друг с другом и со своими соседями. Испытав на себе влияние разных народов,
марийский танец, как и весь народ в целом, вобрав в себя все лучшее от этих
народов, сумел сохранить свою самобытность и оригинальность. Не все танцы, созданные
талантом и фантазией народа, дошли до нас, но и сегодня мы можем видеть великолепные
образцы марийского народного творчества.
Марийские свадебные танцы можно разделить на
следующие виды:
а) Танец свата и свахи.
б) Танец свадебных женщин (танец с платками).
в) Танец дружек (танец с хлыстами). Этот танец является более поздним вариантом
танца с саблями. В настоящее время с хлыстами танцуют обычно на свадьбах юноши,
составляющие свадебный эскорт жениха. В более древние времена подобный эскорт
сопровождал савуша (военачальника).
Сернурско-торъяльская подгруппа марийского народа
Можно сказать, что в этом регионе марийский танец наиболее сохранил свои древние
черты и особенности. Здесь в основном танцы медленные, сдержанные. Интересны
парные танцы лирического характера, напоминающие любовные танцы птиц. Все чувства
выражаются необычайно мягкими движениями рук, покачиванием корпуса и чуть слышным
пристукиванием каблуков. Как правило, исполняются они под волынку.
Интересны свадебные танцы. У женщин зеленые шовыры, шапки, отделанные лисьим
мехом, в руках белые, вышитые цветами, платочки. У мужчин в руках свадебные
хлысты. Все это вместе с музыкой и танцем создает впечатляющую, колоритную картину.
Моркинско-звениговская подгруппа
Наиболее характерными танцами этой подгруппы являются свадебные. Здесь представлены
и массовые, и групповые, и сольные, как, например, танцы свата, свахи. Но самые
интересные танцы - танцы юношей-дружек с хлыстами, отличающиеся большим темпераментом,
фантазией и импровизацией. Колоритны танцы женщин в черных шовырах, с раскрытыми
платками. Женщины связывают два платка, перекидывают через спину, а концы держат
в руках. Это напоминает пеструю бабочку или какую-то фантастическую птицу. На
свадьбах всегда много барабанов, волынок, что придает необычайную зрелищность.
Текст из книги М. Мурашко "Танцы марийского края", Йошкар-Ола, Марийское
книжное издательство, 1995 г