Наше ателье в Казани готово сшить для Вас вечернее и свадебное платье.
Выполняем заказы и для других регионов.
Свадебные традиции русских Сибири
Крепок был брак в старой сибирской деревне. Чтобы парень не избаловался, его женили
рано - в 18-19 лет на девушке такого же возраста. К браку готовились исподволь.
Заранее выбирали невесту, присматривались к ней, к ее семье, изучали ее характер,
поведение, работоспособность, домовитость, родословную ее родителей. Но во всем
этом жених и невеста мало принимали участия, этим занимались родители жениха,
знакомые, родственники. Потом, когда приходила пора "начинать дело",
устраивались смотрины на съезжих праздниках и в других случаях. После этого засылались
сваты, или, как их еще называли, "сватовщики", они являлись родственниками
или знакомыми со стороны жениха. Если по ходу разговоров дело шло на лад, тогда
приезжали родители жениха вместе с женихом.
Приезд этот обставлялся более торжественно. Запрягалась пара лучших лошадей в
хорошие санки, или ходок, одевались в лучшую одежду. Если жених и невеста жили
в разных селениях, то сватовщики заезжали не сразу к невесте, а сначала к родным
или знакомым и уже вместе с местным посредником направлялись к невесте. После
приветствия и короткого вступления, не относящегося к делу, приступали к сватовству.
Этикет требовал, чтобы родители невесты не сразу давали согласие отдать дочь замуж,
ссылались на ее молодость и другие причины, а потом, когда в действительности
никаких препятствий к замужеству не было, приходили к соглашению. Определялась
сумма задатка (калыма), она зависела от экономического состояния обеих сторон,
особенно жениха, и составляла от 10 до 100 рублей. В зависимости от полученного
задатка отец невесты должен был дать с невестой и соответствующее количество приданого.
Когда такой торг был закончен, жених и невеста становились перед родителями на
колени, и те иконой благословляли их на брак.
Но не всегда брак был радостным событием как для жениха, так и для невесты. Бывали
случаи, когда эти браки совершались против желания жениха и невесты, только по
желанию их родителей. Недаром в то время пелась такая песня:
Меня маменька будила, я спала, не слышала,
Вставай, дитятко сердечно, я тебя просватала.
Все подруженьки запели, я одна заплакала.
После просватывания назначалось несколько дней для подготовки к свадьбе. Родители
готовили разное угощение, подруги невесты - приданое. В день свадьбы снаряжали
"поезд" в несколько пароконных подвод со стороны жениха и ехали за невестой.
В доме невесты, соблюдая традиционные обычаи, их встречали с разными почестями.
Девушки пели свадебные песни. Поезжане
усаживались за стол и угощались, девушки тем временем усаживали
жениха и невесту рядом и готовили к венцу. Но прежде чем жениху
сесть рядом с невестой, он должен был выкупить ее у подруг или сестры
невесты, дав им на гостинцы денег. После того как родители невесты
благословляли молодых на брак, поезд пускался в церковь для совершения
обряда венчания, а затем все ехали в дом жениха.
В день свадьбы дом жениха был открыт для всех, он был битком набит народом, ожидавшим
прибытия из церкви молодых. Родители жениха у входа в дом встречали жениха и невесту
с иконой в руках и благословляли, потом все заходили в комнату, садились за стол,
сваха заплетала невесте волосы в две косы - "по-бабьи", потому что замужней
женщине не разрешалось носить одну косу, и после этого уже невеста считалась замужней.
Когда поезжане находились еще в церкви, из дома родителей невесты в дом жениха
отправлялся поезд с приданым. Его везли родственники невесты с таким расчетом,
чтобы все было привезено до прибытия новобрачных из церкви.
После венчания начиналось гулянье, сначала гости угощались у родственников жениха,
а потом переходили к родным невесты, если это было в одной деревне, если же невеста
была из другой деревни, назначалось время "отгащивания" жениховой родни
у невестиной.
Гулянье, продолжавшееся 4-5 дней, проходило под веселые песни, шутки, пляски,
при этом соблюдались все существовавшие в данном селении обычаи, среди которых
были и унизительные, оскорбительные для человеческого достоинства. Самым важным
условием было то, чтобы девушка выходила замуж девственницей. Об этом должны были
узнать все участники свадебного пира, а через них и все жители деревни. Этот дикий
обычай заключался в том, что молодоженов в первый день свадьбы "укладывали
спать", после чего молодая жена должна была нижнюю рубаху передать свахе,
а та на тарелке в присутствии всех сидящих за столом подносила ее родителям невесты,
чтобы все удостоверились, что на рубашке есть следы крови - свидетельство нарушения
девственности.
Не в радость был для молодой жены и ее родителей свадебный пир, если не была сохранена
девственность. Более того, существовал еще и такой дикий обычай, когда при входе
в дом жениха на родителей невесты надевали хомут, что означало, что они свою дочь
не сохранили до брака в чистоте девичьей.
Текст из : В.С. Аношин. Большеречье: из истории и быта русских Среднего Прииртышья.
Опубликовано в сборнике "От Урала до Енисея", издательство Томского
университета, Томск, 1995