Мы готовы сшить для вас вечернее и свадебное платье.
Выполняем заказы и для других регионов.
Русские свадебные обряды
Новая семья создавалась во время свадебного ритуала. Молодые вступали в брак
по взаимной склонности и с благословения родителей. Но прежде были случаи создания
семьи исключительно по воле родителей. Молодые стремились подобраться не только
равными по возрасту, но и по социальному, имущественному, национальному и конфессиональному
положению. Национально смешанных браков у русских Прикамья было мало. Разводы
практически не допускались.
У русских Прикамья свадебные обряды получили наибольшее развитие. По мнению
исследователей, в Прикамье проявлялись в целом черты северно-среднерусской свадьбы.
Но наряду с ними в свадьбе допускались и локальные варианты в сроках ее проведения,
полноте обрядов отдельных этапов, составе активных участников, наборе приданого,
музыкальном сопровождении и лексике.
Обряд начинался со сватовства и развивался по издавна заведенному порядку. Согласие
на вступление в брак скреплялось угощением, дарами. После сговора отказаться
от брака было уже недопустимым. Предсвадебные ритуалы ориентировались на решение
условий заключения брака и проведения свадьбы, на соединение рода жениха и невесты.
Ярким ритуалом предсвадебного цикла являлся девишник, во время которого невеста
в кругу подруг прощалась со своей девичьей волей - красотой. Этот ритуал был
поэтическим и драматическим. Драматизм был ярче выражен у русских Северного
Прикамья.
Особо обставлялся выход невесты из кухни к жениху и свадебному поезду, причем
очень часто с соблюдением православной, а иногда и верноподданнической традиции.
Вот как описал один из распространенных вариантов этого свадебного действия
корреспондент Русского географического общества, священник из с. Спасбардинского
Кунгурского уезда (в наше время это с. Спас-Барда Кишертского района) И. Бердинский
в 1848 г.: "Когда придет время ее (невесты. - Г. Ч.) выхода, тогда две
девицы берут ее под руки и с прочими начинают петь: "Ишшо первой поклон
положу за царя благоверного и проч.", а невеста, обратившись лицом к иконам
и изобразив на себе знамение крестное, поклоняется до земли, будучи поддерживаемая
девицами. Потом поют: "Другоет поклон положу за царицу благоверную и проч.",
а невеста, сделав вперед шаг, опять повергается в землю, далее: "Уж ишшо-то
поклон положу за их малых детонек, затем - родимова батюшка, за родимую матушку;
за богданова батюшка, за богданую матушку и за весь род и племя; при всяком
имени невеста подвергается в землю пред иконами, и при всяком поклоне делает
шаг вперед, а таким образом и достигает места, где вышедший из-за стола жених
ждет ее прихода. Здесь отец невесты берет того и другого за руки, делает им
краткое наставление в любви и послушании друг друга и руку невесты вручает в
руку жениха. После сего все собрание молится Богу и садится за накрытые столы"
(АГО. Р. 29. On. 1. Д. 75. Л. 4об-7).
У православных русских ни одна свадьба не обходилась без венчания. Исключение
допускалось лишь у старообрядцев-беспоповцев. У них молодые объявлялись мужем
и женой после того, как дружка обводил их вокруг обеденного стола. Следом за
ними шел свадебный поезд.
Обычно свадьба продолжалась три дня. Порядок ее выстраивал дружка,
который представлял род жениха. Кульминацией свадьбы являлся день,
следующий после дня венчания. В Прикамье его называли большие
или пирожные столы. Название это идет от того, что в этот день
на столах находилось обильное угощение и на свадьбе присутствовали
родственники и соседи. В этот день, а также и на следующий совершались
разнообразные ритуальные действия: раздавали подарки, пели
величальные песни, били посуду, разбрасывали в доме солому,
водили молодых на реку, расхаживали даже ряженые.
Не только венчание, но и многие другие свадебные действия совершались при непосредственном
воздействии православного учения. Обязательным считалось сопровождать свадьбу
иконами и молитвенным общением ее участников. Обычно жениха благословляли иконой
Спасителя или Николая Чудотворца, а невесту - иконой Божией Матери. Иконами
благословляли не только на вступление в брак, но и на выход молодых из родительского
дома. Впоследствии иконы почитали как важнейшую семейную реликвию, так как признавалось,
что вся жизнь семьи проходит под покровительством тех святых, которым посвящались
иконы (Полевые материалы, собранные в Верещагинском, Сивинском районах в 1984-1987
гг.).
В 1920-е - 1930-е гг. русский свадебный обряд в Прикамье значительно сократился.
В нем опускались некоторые моменты, имевшие значение магических действий. Наибольшие
изменения допускались в городской свадьбе: сокращалось число участников и тем
более активных зрителей, свадебный каравай заменялся тортом, исчезла свадебная
символика костюма, свадебный пир устраивался после регистрации в загсе.
С 1960-х гг. началось внедрение новых и старых забытых обрядовых действий: торжественная
регистрация брака, т.е. его государственная санкция, обмен кольцами, некоторые
игровые действия магического характера, шуточные поздравления. Обязательным
стал белый наряд невесты, встреча молодых после регистрации хлебом-солью, преподнесение
новобрачным подарков.
из книги: Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в XIX-XX вв. Пермь, 2002