Мы готовы сшить вам платье для никаха, татарское свадебное платье.
Этнотерриториальные группы татар по данным свадебной обрядности
Ф.Л. Шарифуллина (Казань)
Обширный материал по традиционной свадебной обрядности, собранный по единой
программе и сетке "Этнографического атласа татарского народа" в 1971-1989
гг., дал возможность выделить этнокультурные ареалы на основе картографирования
свадебных комплексов конца XIX - начала XX вв. Типологизация свадебного комплекса,
имеющего сложную полиэлементную структуру, сопряжена со значительными трудностями,
ибо "отдельные элементы, составляющие структуру ритуала, не только интенсивно
варьируют (формально и функционально), но и перескакивают с одного сегмента
(этапа) ритуала в другой. Особенно это касается при сравнительном изучении этнических
и локальных традиций" [1. с.223 ].
Практически исследования, посвященные типологизации свадебной обрядности, остались
незавершенными [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 ]. В основу типологии нами положены следующие
принципы: выделение трех циклов (предсвадебного, свадебного и послесвадебного);
расчленение их на наиболее часто встречающиеся обрядовые действия (элементы-признаки,
символизирующие тот или иной этап цикла). Устойчивые сочетания явлений обрядности
по форме проведения были объединены в типы. Анализ материала позволил выявить,
что одни сочетания элементов-признаков имели широкое распространение и были
характерны для нескольких субэтносов или этноса в целом. Другие сочетания были
присущи для одного субэтноса или территориальной группы. Картирование типов
выявило ареалы их бытования. Сведение воедино территориальных комплексов всех
трех циклов определило, в свою очередь, сводные комплексы, являющиеся основой
для этно-культурного районирования.
Сводный комплекс 1. Охватывает территорию расселения
татар, (в том числе и казанских) в Казанской (Казанский, Мамадышский,Тетюшский,
Свияжский, Царевококшайский, Чистопольский уезды), Вятской (Уржумской,
Елабужской, Малмыжский уезды), Пермской
(Пермский, Красноуфимский, Осинский, Кунгурский уезды), Оренбургской
(Верхнеуральский уезд), Уфимской (Уфимский, Мензелинский, Златоустовский
уезды) губерний.
Сводный комплекс 2. Распространен у татар-мишарей
Казанской (Спасский, Чистопольский уезды), Оренбургской (Верхнеуральский
уезд), Пензенской (Чембарский уезд), Самарской (Самарский уезд)
губерний.
Сводный комплекс 3. Характерен для татар Вятской
(Сарапульский, Глазовский уезды), Симбирской (Симбирский уезд),
Уфимской (Бирский,3латоустов-ский, Уфимский, Белебеевский уезды)
губерний.
Сводный комплекс 4. Простирается на территории
расселения татар-мишарей Саратовской (Кузнецкий уезд), Пензенской
(Саранский уезд), Нижнегородской (Саргачский уезд) губерний.
Сводный комплекс 5. Распространен у крещенных
татар Казанской (Лаишевский, Чистопольский, Тетюшский, Мамадышский,
Цивильский уезды), Уфимской (Белебеевский, Бирский уезды), Вятской
(Малмыжский, Елабужский уезды) губерний.
Сводный комплекс 6. Бытовал у крещеных татар
Оренбургский губерний (Троицкий уезд).
Сводный комплекс 7. Характерен для татар-мишарей
Пензенской (Краснослободский, Керенский, Нижнеломовский, Инсарский,
Шацкий, Темниковский, Тамбовский, Городищенский уезды), касимовских
татар Рязанской (Касимовский уезд), Тамбовской (Елатомский уезд),
и нукратской группы чепецких татар Вятской (Слободский уезд) губерний.
Вышеуказанные сводные комплексы можно объединить в три основные группы. Первая,
характерная для казанских татар, состоит из 1 и 3 сводных комплексов. Внутри
них выделяются три подгруппы, расположенные на территории Лаишевского уезда
Казанской, Елабужского и Сарапульского уездов Вятской губерний.
Вторая группа включает 2, 4, 7 сводные комплексы, типичные в основном для татар-мишарей.
Среди них выявляются две группы: касимовских и чепецких (нукратских) татар.
Третья группа, образована из 5 и 6 сводных комплексов, характерных для крещеных
татар. Внутри них выделяются две подгруппы, расположенные на территории Чистопольского
и Мамадышского уездов Казанской губернии.
Таким образом, типологизация традиционной свадебной обрядности дает возможность
определения этнотерриториальных групп татар: казанских, мишарей, крещеных (кряшен).
Предварительные результат не претендует на окончательное решение [9, с. 116-126
]. Сложность типологизации обусловлена тем, что обрядовые формы и их содержание
не вызваны непосредственно социально-экономическими или географическими условиями,
но определены этнической традицией. Интенсивная этничность материала по обрядности
предполагает совершенно самостоятельное содержание типов и комплексов для каждого
народа, хотя суть событий, которые фиксируются свадебным ритуалом, одинакова:
молодые соединяются браком, невеста переходит при этом в семью мужа.
Видимо, следует признать, что на данном этапе осмысления обрядового материала
нет возможности составить универсальную, единую для всех народов схему-типологию.
Одна из причин этого заключается в отсутствии достаточного количества сопоставительного
материала.
1. Чистов К.В. Типологические проблемы изучения восточно-славянского обряда.-Проблемы
типологии в этнографии.- М., 1979.
2. Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков.- М.-Л., 1959.
3. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана.-Л.,
1969.
4. Лобачева Н.П. К истории сложения института свадебной обрядности. Семейные
обряды у народов Средней Азии и Казахстана,-М., 1978.
5. Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном ритуале народов Средней
Азии и Казахстана.- Домусульманские верования и обряды в Средней Азии.- М.,
1975.
6. Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность.-Л., 1977.
7. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари.- М., 1972.
8. Татары степного Поволжья и Приуралья.- М., 1967.
9. Шарифуллина Ф.Л.; Уразманова Р.К. Опыт типологии традиционной свадебной обрядности
татар Поволжья и Приуралья. Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья.-
Казань, 1991.
"Языки, духовная культура и история тюрков : традиции и соврменность".
Труды международной конференции в 3-х томах. Казань, 1992 год. Том 3
Москва, издательство "Инсан", 1997г